Уехавшие и оставшиеся

Вы наверняка все пропустили, но этим летом сайт журнала Cosmopolitan, этот рупор эпохи и вскрыватель общественных язв, опубликовал замечательный пост — «Наташин колодец». Текст, написанный в лучших традициях сетевого троллинга, посвящен русским женщинам, вышедшим замуж за иностранцев и уехавшим в «нормальные страны».

Краткое содержание опуса следующее: в «нормальных странах» все давно раскусили наших «Наташ» — жадных, ленивых, расчетливых паразиток, ищущих к кому бы присосаться и в этом своем поиске тысячами мигрирующих в страны с богатыми живцами.

Мода на русских жен прошла, пелена с глаз Гансов, Жилей и Патриков пала, и они увидели истинную суть уезжающих из России женщин – и автора текста это очень расстраивает, потому они, эти неприятные женщины, портят имидж русских девушек в целом и бросают тень на всех, кто остался – умных, добрых, честных и трудолюбивых матерей, жен и подруг.

Наташи против ненаташ

Обозвав всех уехавших из России (Украины, Белоруссии) женщин проститутками, и поставив таким образом знак равенства между сотнями тысяч абсолютно разных историй, автор удалился, оставив общественность взбудораженной.

Первые комментаторы позицию автора разделили и даже развили, в том смысле, что уехавшие – не только проститутки, но и предательницы Родины: вместо того, чтобы поднимать генофонд нации уехали рожать детей буржуям и разбавлять их хилую кровь, отодвигая неминуемое загнивание [звучит первый концерт Чайковского, над горизонтом поднимается портрет Вождя].

Но тут, вспомнив трамвайные навыки, в разговор вступили сами “Наташи” и стало интересно: в резкой форме уехавшие обвинили автора и предыдущих комментаторов в том, что те просто завидуют. Потому что сидят со своими дебилами, уродливыми пузатыми русскими мужиками, которые бухают, распускают руки, в 40 лет выглядят на 60, а в 60 уже вообще никак не выглядят, так как мрут от водки, стресса и экзистенциальной тоски. В отличие от Гансов, Жилей и Патриков, которые, разумеется, все как один галантные Эйнштейны с животами в кубиках, и носят своих русских жен на руках и сдувают с них пылинки.

И все заверте…

Посты, перепосты, миллионы комментариев, обвинений, и язвительных нападок с обеих сторон, отличающихся по содержанию, но настолько похожих по сути, что после получаса чтения антропологу-любителю становится отчетливо ясно: никакой разницы между «уехавшими» и «оставшимися» нет.

Уехавшие и оставшиеся
Photo: Millay Vintage

Про разницу, которой нет

Ссылку на эту драку мне продолжают регулярно присылать самые разные знакомые, неизменно сопровождая ее вопросом «правда ли среди уехавших большинство таких Наташ и правда ли, что отношение к русским женам изменилось». И я неизменно отвечаю, что ухавшие настолько же разные, как оставшиеся, и отношение к разным русским женам разное. И это не расплывчатая формулировка или попытка уйти от ответа, это констатация факта.

Я живу во Франции три года – не настолько долго, чтобы потерять связь с реальностью своей страны, но достаточно, чтобы анализировать свои наблюдения и делать какие-то первые выводы. Выводов пока три, и все банальные:

  • люди везде одинаковые;
  • у каждой страны есть свои идиосинкразии – французские сильно отличаются от наших, но они есть, и их список не короче нашего;
  • перемена места ничего не меняет – от себя не убежишь.

Разница менталитетов, безусловно, накладывает свой отпечаток на манеру и нормы общения – французы, например, очень вежливые. Бонжур, пардон и все такое.

Но хамству, подлости, жадности, агрессивности, желанию подавлять и любым другим общечеловеческим порокам вежливость не помеха, и процент мерзавцев среди французских мужчин не ниже, чем среди русских, английских или нигерийских. Эти мерзавцы могут проявлять себя по-разному, но суть остается неизменной.

Уехавшие и оставшиеся

перемена кадра

Не существует абсолютно «нормальных», разумных, комфортных, гуманных, эффективно организованных, продвинутых стран, потому что см. пункт 1 – люди везде одинаковые. В каждой стране есть свои проблемы, наследие прошлого, сложности системы, «социальные болезни» и т. д., и т. п. «Нормальная страна» существует по адресу «за тридевять земель», среди реальных стран таких нет – в разных обществах разная среда, которая может подходить вам или нет, но в каждом случае есть свои нюансы.

Переезд в другую страну не меняет человека. Те, кто не умел выстраивать отношения с мужчинами в своей стране не умеют их выстраивать и с иностранцами, наивно думать, что после пересечения границы «козлы» автоматически заменяются принцами.

Те, кто добился успеха после переезда с огромной степенью вероятности добились бы успеха и на родине, потому что этот успех – результат их трудолюбия, активности, целеустремленности. Качеств, которыми они обладали всегда, и которые просто раскрылись быстрее в более благоприятной среде. Те, кто плыл по течению до переезда, плывут и тут. Те, кто был уверен что проблема в стране, а не в них, после переезда снова уверены, что проблема уже в новой стране, а не в них.

Женщины, нашедшие свое счастье с Гансами, Жилями и Патриками живут в любви не потому, что вышли замуж за немцев, французов или англичан, а потому, что нашли своего человека. Вот и все.

Национальность любимого не играет никакой роли, потому что разница менталитетов в конечном итоге сводится к набору привычек и особенностей характера, которые ты либо принимаешь, либо нет (как и в случае с русскими мужчинами). И женщины, которым Гансы, Жили и Патрики разбили сердце ничем не отличаются от женщин, переживающих разрушительный развод с Петями, Сережами и Володями.

Такой вот парадокс.

Уехавшие и оставшиеся
Photo: Jiawa Liu

«О, ты совсем не похожа на русскую!»

Я не голубоглазая блондинка, я не хожу на каблуках в буланжери за хлебом и не позирую в пуховичке Moncler на склонах Куршевеля – стереотип, распространенный среди жителей Анси (французские Альпы), чье воображение из года в год поражают приезжающие отдыхать соотечественники. Я живу обычной жизнью, как и все русские девушки здесь, которых я знаю, и никакого особенного отношения к себе не чувствую.

Наши друзья-французы с удовольствием едят селедку под шубой и осторожно пробуют борщ («суп с тряпками») когда я зову их на «русский обед», рассуждают со мной на тему русской литературы (интеллектуальный show-off — национальная французская забава) и со смешками учат меня плохим французским словам.

В общем, ведут себя по отношению ко мне так же, как мои друзья в Москве ведут себя по отношению к моему мужу-французу – с доброжелательным интересом к другой культуре, уважением к личным качествам и легким стебом.

Вполне вероятно, что где-то во Франции проживают грустные Жан-Поли и Тьерри, чье сердце разбили коварные славянские стервы, и кто раз и навсегда разочаровался в русских женах, поэтому за следующей женой пойдет в другой магазин, но я таких персонажей не встречала. Как и тех, кто «раскусил», согласно автору опуса про «Наташ», абсолютно всех русских женщин, постиг эту энигму и твердо заявляет в ответ на матримониальные посягательства со стороны последних «Нет уж, спасибо!».

Хотя, может моя личная история в стране круассанов – это исключение, и автор эпохального текста раскрыл недавно третий глаз и действительно знает, как миллионы жителей разных стран относятся к сотням тысяч совершенно разных русских женщин.

Остается только поблагодарить его за то, что он делится с читательницами Cosmo этим сакральным знанием, закрыть пост и пойти подышать чакрами.

У меня тут как раз горы под боком, для чакр в самый раз.

Уехавшие и оставшиеся