«Уж в таком-то возрасте ребёнок должен уже делать/не делать/понимать/уметь/...!» — частенько слышу или читаю я в обсуждениях. Возраст может быть разным, требования тоже бывают всякими. Неизменно одно — «должен».

Особенно интересно это звучит, когда возраст ребёнка определяется на глазок, а требования выдвигаются без оснований.

Например, моя младшая дочь долго была совсем маленькой. Даже в четыре года я могла иногда посадить её в коляску-трость и покатить куда-то через весь город. Не часто, но бывали случаи. Например, когда город был перекрыт из-за праздника, а возвращаться планировали очень поздно. Ни у кого не возникало вопросов. Мой сын в свои неполные два выше сестры в её четыре с хвостиком. И да, я до сих пор катаю его в коляске. Потому что мне так удобно. Потому что иначе я за ним не угонюсь, а гулять мы любим долго, далеко и прихватив игрушки. Часто ещё и с заходом в магазин и встречанием сестры из сада, а теперь из школы. Как минимум, до окончания зимы (а это ещё полгода) я не собираюсь убирать коляску. О, сколько я всего уже успела услышать о том, что такой большой мальчик давно должен ходить пешком! Особо умиляет это от тех, кто сам передвигается чаще на личном или общественном транспорте, а не пешим ходом, а ещё от тех, кто возит своих детей на санках и велосипедах. В чём разница-то?

Другой пример с коляской. У двух моих знакомых с девочками-ровесницами моей старшей, коляска оказалась необходимостью, которую никому не пожелаешь. Инвалидность. Девочки не ходят. Сейчас они пересели в специальные коляски, но до четырёх с лишним лет удобнее и дешевле были просто детские коляски. Можете представить, каково было родителям слышать, когда даже не им, а ребёнку высказывали, что стыдно такому взрослому в коляске?

Аналогично с пустышками, бутылочками, кормлением грудью, ношением на ручках и прочими нюансами. Это то, что никак не должно касаться посторонних.

Но есть и другое.

«Уж в пять лет можно и постоять полчаса спокойно на одном месте».

Серьёзно? Неврологи и психологи утверждают обратное. В начальной школе, которая начинается не в пять, а двумя годами позже, первое время уроки длятся полчаса. И то, учителя готовы к тому, что дети не с первого дня будут идеально спокойно это время высиживать. А для кого-то в пять лет пора.

И опять же, как определяете-то сколько лет человеку? Может, он высокий просто? Или наоборот? Как учитываете особенности психики, физиологии?

Должен уметь, должен читать, должен понимать... Вчера ему было четыре и мог не понимать, а сегодня исполнилось пять — и резко должно что-то поменяться? Или не сегодня? Через неделю? Через полгода? Через 364 дня?

При этом не к каждому взрослому предъявляют такие требования, как к иным детям.

Ещё более удивительно, когда эти же люди в первый год жизни малыша активно убеждаю родителей, что ребёнок никому ничего не должен и имеет право развиваться в собственном темпе, а что-то не освоить никогда. Куда это право девается потом?

«В таком-то возрасте должен»