Царевна-Лебедь и её наряд

Нередко можно услышать, что в этом образе художник запечатлел свою жену, блестящую певицу Надежду Забелу. Он влюбился в голос и в неё саму буквально с первого взгляда, и предложение сделал через несколько дней после знакомства. Так она и стала его музой.

Царевна-Лебедь и её наряд
"Царевна0Лебедь", Михаил Врубель, 1900. Из коллекции ГТГ

Её талантом восхищался Римский-Корсаков, и специально для неё писал партии в своих операх. Она пела в "Садко", "Демоне", "Евгении Онегине" и "Сказке о Царе Салтане". Премьера последней, которой она исполняла партию Царевны-Лебедь, состоялась в Частной опере Саввы Мамонтова в декабре 1900 г.

Надо сказать, Врубель не просто всегда сопровождал Надежду, будь то репетиции, гастроли или спектакли. Он давал ей советы, подправлял что-то в костюмах или создавал новые. В день премьеры он собственноручно одевал жену с ног до головы, и уже только тогда шёл в зрительный зал! А когда Надежда начала работать с Римским-Корсаковым, то Врубель выступал уже и как постановщик-декоратор. И для этой оперы он тоже создавал эскизы декораций и костюмов.

И всё же – нет, это не её портрет и не её костюм. Обожаемая жена послужила источником вдохновения. Это уже очень много, разумеется, но, тем не менее, это не портрет.

Есть фотографии Надежды Забелы-Врубель в этой роли. Кроме того, премьера состоялась 21 декабря, репетировать начали осенью, а закончена картина была ещё весной. Сначала была картина – а затем уже оперная партия и костюм.

Царевна-Лебедь и её наряд

Похожая история есть и с другим портретом и костюмом. В санкт-петербургском Музее театрального и музыкального искусства хранится костюм царевны Волховы из оперы "Садко". Впервые её партию Надежда Забела-Врубель исполнила в декабре 1897 г. И Врубель слушал её девяносто раз!

Музейное описание гласит: "Костюм из 2 частей: платье из бледно-голубого шелка с большим овальным вырезом и треном в виде раздвоенного хвоста русалки; головной убор - высокий кокошник, украшен нитями бус искусственного жемчуга, перламутром раковины и искусственными лилиями". Костюм тоже выполнен по эскизу Врубеля, однако сам эскиз, увы, не сохранился.

Царевна-Лебедь и её наряд

А теперь, посмотрев на костюм, можем взглянуть на портрет, написанный в следующем году. Как видим, это тоже отнюдь не копия. Хотя лицо здесь уже явно лицо любимой женщины.

Царевна-Лебедь и её наряд
"Морская царевна (Волхова)", Михаил Врубель, 1898. Из коллекции ГРМ

Словом, при всём восхищении Врубеля женой, его персонажи – это больше героини сказок, а не точные портреты певицы, которая пела их партии.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!