Галантный век и любовь к бриллиантам

В XVIII веке ювелирное искусство достигло небывалых высот и небывалой роскоши. Моду другим странам задавала Франция, и это касалось и драгоценностей в том числе!

Ведущим стилем было рококо, утончённое и прихотливое, с изящными изгибами и извивами, К популярным мотивам узоров, растительным, с узлами и бантами, добавились новые – цветы, птицы, насекомые, раковины, кораллы, , и т.д. И всё это создавалось в основном из бриллиантов.

Возникала новая форма огранки – "Маркиз", или "Маркиза". Легенда связывает этот вид с маркизой де Помпадур, фавориткой короля Людовика XV - якобы он хотел иметь бриллиант в форме губ своей возлюбленной.

Галантный век и любовь к бриллиантам
Мадам де Пормпадур, Франсуа Буше, 1758. из коллекции Национальной галереи Шотландии

Помимо браслетов, колец, брошей и прочего носили, например, эгретки – украшения в виде перьев, которые прикрепляли к волосам. А ещё специальные украшения для съёмных передней части лифов платьев – т.н. стомаки.

Галантный век и любовь к бриллиантам
Королева Шарлотта в коронационном одеянии, Аллан Рэмзи, 1760-е. Из Короллевской коллекции. Деталь. Да-да, вся передняя часть корсажа - это бриллианты...

Невысокие женские причёски на протяжении большей части века украшались т.н. помпонами, украшениями из лент, цветов, перьев и т.д., но они могли быть и бриллиантовыми - звёзды, полумесяцы, фейерверки. Камни могли быть закреплены подвижно, так что во время ходьбы или танца они двигались, разбрызгивая свет.

Галантный век и любовь к бриллиантам
Императрица Елизавета Петровна, неизвестный художник, вторая пол. XVIII в. Из коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга

Дамы носили серьги с длинными подвесками, напоминавшие люстры – их и называли "жирандоль". И чем выше становились причёски, тем больше удлинялись серьги.

Галантный век и любовь к бриллиантам
Бриллиантовые серьги, 1750-е, (с) sjphillips.com. Из частной коллекции

Поскольку серьги как бы окаймляли лицо, то лучшие из имевшихся в вашем распоряжении камней имело смысл пускать именно на них. Подвески к серьгам обычно бывали съемными, чтобы носить их полным комплектом только в самые торжественные дни.

В моду вошёлновый тип колье, т.н. "склаваж", т.е. "раб". Такое колье плотно охватывало шею, как рабский ошейник, в центре могла быть подвеска.

Галантный век и любовь к бриллиантам
Мария Луиза Испанская, Антон Рафаэль Менгс, ок. 1764-65. Из коллекции Музея истории искусств (Вена). Деталь.

Мужчины если и отставали, то немного – бриллиантовые пуговицы, пряжки на туфлях, аграфы для шляп, роскошные ордена, церемониальное оружие и его ножны. Короли фактически перестали носить короны (кроме как на коронации и по самым торжественным случаям, и в какой-то мере украшения на головных уборах стали заменой короне). Бриллиантовыми могли быть даже эполеты.

Галантный век и любовь к бриллиантам
Людовик XV, Арман Винсент де Монпети, 1774. Версаль

Словом, бриллианты были лучшими друзьями! И не только девушек.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!