Платье Анны Ахматовой

Давайте в честь дня рождения Ахматовой - 130 лет! - полюбуемся одним её портретом.

В воспоминаниях Маргариты Алигер есть такой эпизод. Она упрекает свою дочь за то, что та слишком долго прихорашивается перед зеркалом, а Ахматова при этом говорит с неким вызовом: "Я всю жизнь делала с собой всё, что было модно".

Платье Анны Ахматовой
Анна Ахматова, Натан Альтман, 1914. Из коллекции Государственного Русского музея

Ахматова могла быть очень разной! И изысканной, рафинированной, и небрежной, и очень нарядной. Соседка Гумилёвых по поместью, Вера Неведомская, писала про Ахматову в 1911: "Ходит то в тёмном ситцевом платье вроде сарафана, то в экстравагантных парижских туалетах (тогда носили узкие юбки с разрезом)".

Причём нельзя сказать, что дело просто в разных периодах жизни. Неудивительно во времена Гражданской, например, ходить в каком-нибудь рубище, как выражалась Ахматова. Нет. Дело было, судя по всему, в настроении. И в одно и то же время Ахматова могла появиться и в виде затрапезном, и приехать «нарядная, в чёр­ном шёлковом платье, в ослепительных шёлковых чулках».

В тёмных, чёрных платьях она появлялась часто, они стали частью её образа. Однако в её гардеробе были другие цвета, в частности, синий. И жёлтый! Когда Ахматова расставалсь с Гумилёвым, то, как сама она вспоминала, "из дома первого мужа, из Цар­ского Села, пришла сюда (в Фонтанный дом) имея только два платья: голубое и жёлтое". А в 1912 г. она гуляла по деревенским дорогая, как воспоминала местная жительница, одетая "в жёлтое с блестками платье или в синюю кофту и юбку".

Платье, изображённое на портрете кисти Альтмана – не некий воображаемый наряд. Оно совершенно реально. В марте 1914 г. был опубликован сборник "Чётки". И Ахматова писала: "В дни выхода "Чёток" нас пригласила к себе издательница "Северных записок" эсерка Чайкина (я была в том синем платье, которое изобразил Альтман)".

Платье Анны Ахматовой
Анна Ахматова, Натан Альтман, 1914. Из коллекции Государственного Русского музея. Деталь.

Платье красиво уже новой красотой, новой элегантностью. Ахматова опережает время. можно процитировать её же строки: "А по набережной легендарной приближался не календарный — Настоящий Двадцатый Век". По-настоящему мода XX века сформируется во время и после Первой мировой, а период до этого – продолжение традиций прошлого века, XIX, с изысками, пышной и сложной отделкой. Платье же Ахматовой совсем просто. Оно вечернее – о чём говорит большой вырез, но, кроме вставок из белой ткани в районе декольте – больше ничего.

Можно сравнить с вечерними модами той поры. Многослойность, прозрачный шифон и тюль поверх шёлка, вышивка, бисер... Самые лаконичные наряды всё равно сложны. Но – это мода светских львиц, а Анна Ахматова – иное...

Платье Анны Ахматовой
Вечерние моды, Жанна Алле, 1911-1915. Из коллекции музея Метрополитан (Нью-Йорк)

И уже начинает складываться тот самый образ Ахматовой, который станет каноническим – в платье с шалью. Как раз в 1912-13 она начинает носить шали, и, как вспоминала впоследствии Лидия Корнеевна Чуковская, шали ей шли любые. В 1913 Блок посвятил Ахматовой мадригал:

"Красота страшна" — Вам скажут, —Вы накинете ленивоШаль испанскую на плечи,Красный розан — в волосах...

Платье Анны Ахматовой
Анна Ахматова на балконе дома Кардовских, 1915

Много лет спустя, уже в 1946, Ахматова в полном собрании сочинений Блока прочитала черновые наброски к этому стихотворению. И, в частности, там были такие строки: "Шаль жёлтую накинете лениво..." То есть изначально Блок имел в виду жёлтую шаль. Позднее он переименовал её в испанскую. И, возможно, речь именно об этой шали, которую мы видим на портрете. Сама Ахматова вспоминала: "У меня никогда не было испанской шали. но в это время Блок бредил Кармен и испанизировал меня".

Ахматова дорога нам стихами, а не нарядами. Но порой интересно взглянуть на поэта и с этой стороны...

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!