Пуш-апы XIX века: воск, резина, оборки

Помните, как юная Скарлетт О'Хара радовалась своей отличной фигуре? "Не в пример многим шестнадцатилетним девчонкам, ей никогда не приходилось пришивать крошечные шёлковые оборочки к подкладке лифа, чтобы придать фигуре более пышные формы". Да, это был, наверное, самый простой способ добиться таких форм. Заметим, корсет и сам по себе приподнимал грудь, визуально её увеличивая. Но если этого было мало...

Пуш-апы XIX века: воск, резина, оборки
Вивьен Ли в роли Скарлетт О'Хара

На рубеже XVIII-XIX веков в моду вошла завышенная линия талии и, соответственно, грудь поднялась очень высоко. А те, кто хотел сделать её попышнее, прибегали к помощи искусственных бюстов, которые вошли в моду. Современники шутили, что дамы превращают души своих поклонников в воск - бюсты были восковыми. Как ехидно заметили в одном журнале, одно хорошо - такая мода заставляет дам поменьше оголяться, ведь искусственные прелести хороши только прикрытыми...

Пуш-апы XIX века: воск, резина, оборки
Карикатура "Я потеряла свою талию", Джордж Круикшенк, 1799. Из коллекции библиотеки Йельского университета

В течение XIX века женщины прибегали к разным средствам, чтобы сделать свою фигуру более эффектной. Или делали вставки в корсет - например, проволочные чашечки с мягкой набивкой. Или подшивал оборочки. Словом, существовали всевозможные варианты "улучшателей груди"!

Пуш-апы XIX века: воск, резина, оборки
Вставка в корсет, ок. 1900. Из коллекции Художественного музея Лос-Анджелеса

К концу века корсеты делались довольно низкими - в частности, чтобы легче дышалось. Но это, соответственно, "роняло линию бюста". Нужно было его как-то поднимать... а то и увеличивать.

И появились "бюстье", "лифики", "бюстенгальтеры"- близкие родственники современных бюстгальтеров, которые возни кнут уже совсем скоро (но об этом - в следующий раз). В зависимости от типа фигуры, вы могли выбрать то, что вам больше нравилось. Для дам с пышными формами - нечто вроде коротеньких корсетов, жёстких, чтобы сохранять форму. Для худощавых - более свободные.

Пуш-апы XIX века: воск, резина, оборки
Иллюстрация из модного журнала 1903 г.

К ним могли добавлять воланы из ткани или кружев, так же могли отделывать сорочки: чтобы поддерживать изнутри лифы платьев и блузки.

Пуш-апы XIX века: воск, резина, оборки
Бюстье, ок. 1905 г. Из коллекции музея Виктории и Альберта

А всё потому, что в моду вошёл пышный бюст. Вернее, монобюст - непрерывная линия от шеи до талии!

Пуш-апы XIX века: воск, резина, оборки
Модная иллюстрация 1906 г. Из коллекции музея Метрополитан (Нью-Йорк)

В принципе, без поддержки бюста можно было обойтись – некоторым дамам было достаточно такой сорочки.

Ну а можно было польститься на рекламное объявление вроде этого: "Заказывайте пневматический бюст «Юнона». Он имеет цвет и упругость настоящих грудей, сделан из шёлковой резины и употребляется женщинами для придания полноты бюсту. Он может быть увеличен постепенно, не обращая таким образом внимания окружающих: бюст как бы сам растёт и увеличивается в объёме".

А вы говорите, силикон...

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!