Туалетный столик художницы

На своём знаменитом автопортрете Зинаида Серебрякова изобразила себя за самым что ни на есть интимным женским занятием – за утренним туалетом! Она пока ещё в сорочке и нижней юбке (они довольно простые без всякой отделки, которая в ту пору уже была в моде).

Туалетный столик художницы
"За туалетом", Зинаида Серебрякова, 1909. Из коллекции Государственной Третьяковской галереи

Но обратить ваше внимание я хотела не столько на костюм, сколько на туалетный столик. Как писала сама художница впоследствии, она "забавлялась изобразить всякую мелочь на туалете". Тут и духи, и пуховка для пудры, и коробочка с бусами, и нечто розовое слева – похоже на свернутую ленту, и белое справа - кажется, скомканный носовой платок, отделанный кружевом, и закрытая круглая коробочка на переднем плане – вероятно, пудра.

Но в центре композиции – синяя подушечка, в которую воткнуты длинные булавки. Они с детства притягивали моё внимание!

Туалетный столик художницы
"За туалетом", Зинаида Серебрякова, 1909. Из коллекции Государственной Третьяковской галереи. Деталь

У художницы длинные густые тёмно-русые волосы. Ещё совсем немного – и в моду войдут причёски, которые будут просто обрамлять лицо, без особой пышности. Пока же модны начёсы. Мне очень нравится такая характеристика причёсок эпохи модерна: мол, такое впечатление, что они наплывают спереди на лицо и чуть сползают сзади. Чтобы поддержать эту пышность, пользовались разными способами. Например, носили надо лбом носили специальный валик из конского волоса, на него сверху начесывали волосы и затем закрепляли. Или под верхний слой причёски подкладывали собранные в пучки вычесанные ранее волосы. И так далее. Кстати, модной считалась также некоторая небрежность в прическе, признак художественной натуры дамы. Как раз как у Серебряковой на чуть более раннем автопортрете.

Туалетный столик художницы
Автопортрет в чёрном платье с белым воротником, Зинаида Серебрякова, 1907. Из коллекции Киевской картинной галереи

Шляпы тогда надевали так, чтобы взбитые и уложенные в пышные валики волосы были видны. Должно было казаться, что головные уборы не надеты на голову, а просто слегка касаются причёски. И вот для того, чтобы шляпки держались, использовали длинные шляпные булавки. Они могли быть настоящими произведениями искусства, украшенными полудрагоценными и даже драгоценными камнями.

Из-за объёмов шляп шпильки стали такими длинными, что, например, в 1912 городские управы Петербурга и Москвы запретили допускать дам с такими шпильками в вагоны конок. Указы предписывали снабжать такие булавки наконечниками под угрозой весьма высокого штрафа, от 10 до 20 рублей! Ведь наконечник мог слететь, и булавки тогда становились довольно травмоопасными для окружающих...

Туалетный столик художницы
"За туалетом", Зинаида Серебрякова, 1909. Из коллекции Государственной Третьяковской галереи

Но без них было совершенно не обойтись – как же вы иначе наденете шляпку? Так что и в спокойной жизни в деревне,в в семейном имении, они Серебряковой, разумеется, были нужны.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!