Семья Ростовых собирается на бал

Сборы Наташи и других членов её семьи на бал Лев Николаевич описывает весьма подробно. «На графине должно было быть масака бархатное платье, на них двух белые дымковые на розовых шёлковых чехлах, с розанами в корсаже».

Начнём с силуэта. В конце XVIII века ушли в прошлое плотные ткани, жёсткие корсеты и пышные юбки. Их сменили лёгкие платья с завышенной линией талии, которая слегка колебалась, но в целом почти два десятка лет оставалась очень высоко, под грудью. Узкий силуэт, светлые тонкие ткани, много белого цвета, обнажённые руки – всё это напоминало об античности.

Семья Ростовых собирается на бал
Дарья Державина, Владимир Боровиковский, 1813. Из коллекции Государственной Третьяковской галереи

Замечу, в своём первом «взрослом» бальном платье Наташа чувствует себя неуютно. Почему?

В ту пору как раз сформировалась сложная классификация платьев - утренние платья, платья для прогулок, для визитов, вечерние и бальные… Именно последние были декольтированными и с короткими рукавами, остальные же в этом отношении были куда более скромными, закрывая руки и грудь.

Семья Ростовых собирается на бал
Портрет пожилой женщины в белом чепце, Владимир Боровиковский, 1800-е. Из коллекции Государственного Русского музея

«В сравнении с плечами Элен, ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по её телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили, и которой бы очень стыдно это было, ежели бы её не уверили, что это так необходимо надо». Ощущение в первый раз настолько глубоко открытых всем взорам рук, шеи и части груди должно было быть очень острым, особенно для юной девочки!

Семья Ростовых собирается на бал
Наталья Голицына, Шарль-Батист Митуар, 1810-е. (сс) Wikimedia Commons

А бельё? В ту пору женщины на короткое время освободились от корсетов. Вернее будет сказать, от корсетов жёстких, туго стягивавших талию. Кто-то обходился без корсетов вовсе. Кто-то носил совсем короткие корсетики, которые поддерживали грудь. А кто-то носил длинные, но довольно мягкие. Можно предположить, что Соня и Наташа, молоденькие худые девочки, обошлись без корсетов, и на них под платьем были только тоненькие сорочки. А вот графиня Ростова, возможно, и надела корсет.

Семья Ростовых собирается на бал
Корсет-брастье, нач. XIX в. из коллекции Киотского Института костюма

Сорочки! Вне зависимости от того, в корсете была дама или без него, первым делом надевали сорочку. Ниже колен, с глубоким вырезом и короткими рукавами. Такие рубашечки были весьма простого кроя и в ту эпоху не особо отделывались кружевами и бантиками, как позднее. Ведь их нужно было как следует отстирывать и отбеливать, и обращались прачки с ними весьма безжалостно.

Поверх сорочки надевали нижнюю юбку. Вернее, не столько юбку, сколько нижнее платье (талия-то завышена, а под грудью юбку особо не стянешь - так что к таким юбкам добавляли или бретельки, или лифы). Несмотря на то, что её надевали под платье, она играла роль не столько белья, сколько дополнительного слоя одежды: если дама приподнимала платье, то показать сорочку было бы крайне неприлично, а вот нижнюю юбку – вполне. «Окончив причёску, Наташа в коротенькой юбке, из-под которой виднелись бальные башмачки, и в материнской кофточке, подбежала к Соне, осмотрела её и потом побежала к матери». Возможно, на Наташе надета как раз такая юбка.

Семья Ростовых собирается на бал
Нижнее платье, нач. XIX в. Из коллекции музея Метрополитен (Нью-Йорк)

Сорочка, возможно, корсет… А панталоны? Они не упомянуты. И не потому что Толстой щадил стыдливость своих читательниц – просто их не было. Да-да, в ту эпоху панталоны только начинали носить, кое-где, и не всегда – лишь полвека спустя они станут обязательной частью дамского гардероба.

«Обуты уже были шёлковые ажурные чулки и белые атласные башмаки с бантиками». Цвета чулок могли быть самыми разными, в зависимости от наряда, и вышивка могла быть в тон, а могла быть и контрастной (например, жёлтые чулки с голубыми узорами). Но к бальным платьям обычно надевали чулки белые, и нередко, как в данном случае – ажурные. А упомянутые башмаки больше всего напоминали современные балетки. Узкие, без каблука, плотно охватывавшие ногу и с лентами, которые удерживали туфельку на ноге.

Семья Ростовых собирается на бал
Деталь портрета Елизаветы Строгановой, Робер Лефевр, 1800-е. Из коллекции Государственного Эрмитажа

Мы с вами почти дошли до бальных нарядов! Но о них - в следующий раз.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!