Бальное платье Наташи Ростовой

Узнав, что скрывается под женским платьем начала XIX века, можно разобраться и с самим платьем, на примере сборов на бал знаменитой литературной семьи.

"Готово, барышня, – говорила горничная, двумя пальцами поднимая подшитое дымковое платье и что-то обдувая и потряхивая, выказывая этим жестом сознание воздушности и чистоты того, что она держала".

Бальное платье Наташи Ростовой
Модная гравюра из цикла "Costume Parisien", 1813. (cc) Wikimedia Commons

Судя по сохранившимся описаниям в художественной литературе, мемуарах и модных журналах, дымка, по всей видимости, была разновидностью газа, то есть тончайшей прозрачной или полупрозрачной тканью. Так что, разумеется, платье из дымки непременно должно было быть на чехле. У Наташи и Сони именно такие платья – белая дымка поверх розового шёлка.

Бальное платье Наташи Ростовой
Модная гравюра из цикла "Costume Parisien", 1810. (cc) Wikimedia Commons

Бальные платья обычно шили из лёгких тканей – ведь в них предстояло танцевать! То есть много и активно двигаться. Однако на графине Ростовой "масака бархатное платье". Что ж, она, в силу своего возраста и положения матери семейства, отправлялась на бал вовсе не для того, чтобы танцевать самой, а чтобы вывести в свет дочь и воспитанницу. Это им, юным девицам на выданье, нужно танцевать и привлекать к себе внимание, а графиня, в кругу таких же, как она, матрон, посвятит время не танцам, а наблюдениям и разговорам.

Бальное платье Наташи Ростовой
Модная гравюра из цикла "Costume Parisien", 1813. (cc) Wikimedia Commons

Впрочем, всё это не означает, что из бархата бальных платьев не шили вовсе – шили, но реже, и в основном для зимних балов. А наш бал, заметим, был в декабре. В бархате там появилась, например, Элен Безухова: "..И через каждые три такта на повороте как бы вспыхивало развеваясь бархатное платье его дамы".

Бархатное платье графини Ростовой – "масака". Это слово обозначало цвет – тёмно-красный с синеватым отливом, иссиня-малиновый. К слову, этот цвет упоминается и в другом эпизоде романа: "Нет, право, ma bonne amie, это платье нехорошо, – говорила Лиза, издалека боком взглядывая на княжну. – Вели подать, у тебя там есть масака. Право! Что ж, ведь это, может быть, судьба жизни решается. А это слишком светло, нехорошо, нет, нехорошо!"

Бальное платье Наташи Ростовой
Модная гравюра из цикла "Costume Parisien", 1812. (cc) Wikimedia Common

Графиня – зрелая дама, а вот юным Наташе и Соне пристали цвета светлые. В самом начале XIX века самым модным цветом был белый. С годами женщин вновь потянуло к более насыщенным цветам, и в описываемый в романе период как раз начала возвращаться мода на них. Однако юные девицы по-прежнему носили светлые оттенки.

Своя роль была и у длины платья. "Дело стояло за Наташиной юбкой, которая была слишком длинна; её подшивали две девушки, обкусывая торопливо нитки. Третья, с булавками в губах и зубах, бегала от графини к Соне; четвёртая держала на высоко-поднятой руке все дымковое платье". Бальные платья обычно делали короче вечерних и повседневных, ведь в них предстояло танцевать, так что чересчур длинное платье для бала не годилось. Вот героини и волновались.

Бальное платье Наташи Ростовой
Модная гравюра из цикла "Costume Parisien", 1804. (cc) Wikimedia Commons

"Воля твоя! – с отчаянием в голосе вскрикнула Соня, оглядев платье Наташи, – воля твоя, опять длинно!

Наташа отошла подальше, чтоб осмотреться в трюмо. Платье было длинно.

– Ей Богу, сударыня, ничего не длинно, – сказала Мавруша, ползавшая по полу за барышней.

– Ну длинно, так заметаем, в одну минуту заметаем, – сказала решительная Дуняша, из платочка на груди вынимая иголку и опять на полу принимаясь за работу".

Ну что, осталось разобраться с причёсками и головными уборами?

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!