Коронационный наряд последней императрицы или Парча, пятна и проблемы

Сразу предупрежу - не намерена обсуждать никакие этические или политические вопросы, мой блог посвящён истории костюма и моды. Так что предлагаю просто посмотреть на роскошный наряд - последний в череде коронационных костюмов Российской империи.

Коронационный наряд последней императрицы или Парча, пятна и проблемы
Императрица Александра Фёдоровна, Константин Маковский, ок. 1896. (сс) Wikimedia Commons

Мантия

Всего для коронации было изготовлено три мантии - не только для императора и императрицы, но и для вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Для них использовали особую гладкую парчу, т.н. "грань", двух видов - с гербами и без гербов, и поставили на подкладку из белого атласа. На три мантии ушло 2511 горностаев. 180 из них "изведено на хвосты". То есть на каждую мантию ушло 837 зверьков, из которых 60 - только хвостики. Эх...

Коронационный наряд последней императрицы или Парча, пятна и проблемы
"Коронация Николая II", Лауриц Туксен, 1898. Из коллекции Государственного Эрмитажа. Деталь

Русское платье

Специальный парадный наряд для придворных дам Николай I ввёл ещё в 1834 - т.н. "русское платье", "сарафан". Оно, конечно, имело мало общего с народным костюмом, с настоящим сарафаном, но всё-таки национальный колорит улавливался.

Работа по созданию коронационного платья заняла целый год, и сохранилась обширнейшая переписка по этому поводу. В процесс было вовлечено множество людей.

Коронационный наряд последней императрицы или Парча, пятна и проблемы
Коронационное платье императрицы Александры Фёдоровны, 1896. Из коллекции Музеев Московского Кремля
Коронационный наряд последней императрицы или Парча, пятна и проблемы
Коронационное платье императрицы Александры Фёдоровны, 1896. Из коллекции Музеев Московского Кремля

Наряд состоял из трёх частей - лифа с длинными откидными рукавами, отделанными белыми перьями, юбки, отделанной изнутри по подолу несколькими кружевными оборками и газовым воланом, и шлейфа. Его длина - 4 м 31 см, а к подкладке пришиты шесть петель, чтобы его можно было нести.

Ткань платья - роскошная серебристо-серая грань. Она гладкая и весьма плотная - ведь её должны были покрыть вышивкой. Фрейлина Мария Николаевна Ермолова, которая считалась знатоком рукодельных работ, и к которой обратились за помощью в разработке рисунков для вышивки, писала о знакомых художниках: "Один из тех, к кому я обратилась, приносил третьего дня очень красивый набросок рисунка для шлейфа, который мы с графом Комаровским критиковали, он - по части стиля, я - по отношению к вышиванию. Через неделю этот рисунок будет исправлен и готов, чтобы послать его Вам, и ещё один также. Эти два рисунка в стиле Людовика XIV и Людовика XV. Другой художник, очень хороший, на которого я больше всего надеюсь - из Васнецовских, хотел сделать рисунок в византийском вкусе, но до сих пор не освободился и только начинает рисовать". Автор первого - рисовальщица Елена Тайхерт второго - Николай Козлов, , и третий... Михаил Врубель! Был ещё четвёртый, некоего анонимного автора, в русском стиле. Вот его-то и выбрала императорская чета. И судя по сохранившимся документам, автором его была сама Ермолова. А вот "вырисовку по выкройке" делала потом Тайхерт.

Как писала Ермолова, "мне тоже этот шлейф казался самым подходящим. Разрисованный он будет гораздо лучше и богаче". Серебро, блёстки и жемчуг (более килограмма мелкого жемчуга!).

Коронационный наряд последней императрицы или Парча, пятна и проблемы
Вышивка на коронационном платье императрицы Александры Фёдоровны, 1896. Из коллекции Музеев Московского Кремля

Кстати, сначала разрабатывали рисунок для вышивки, а уже потом подбирали ткань, и довольно долго. Александра Фёдоровна просила, по возможности, сделать наряд не очень тяжёлым, и поначалу выбрали т.н. гас, гладкую лёгкую парчу. Но она очень мялась и смотрелась недостаточно эффектно. Глазет оказался слишком тонким. А вот грань оказалась хороша. Что до тяжести, то, как высказалась Ермолова, шлейф несут несколько человек, и выигрыш в несколько фунтов в таком случае не очень существенен. Всё это заняло довольно много времени, и Ермолова держалась молодцом, утешая "куратора проекта", В.В. Сипягина: "Вы, вероятно, ещё мало имели дела с тряпками. То, что с нами случилось теперь, всегда бывает, и я, признаться, это и ожидала. Не беспокойтесь, поспеем всё-таки".

Грань пересылали из Москвы в Санкт-Петербург, там её передавали Ольге Бульбенковой, знаменитой мастерице, которой и поручили изготовление наряда. Ткань кроили, частично сшивали и отправляли обратно в Москву. Поскольку вышивку делали в московском Ивановском женском монастыре. А затем - снова к мадам Ольге. И так - много раз...

Проблем в процессе возникло немало. И стянувшаяся от вышивки ткань, и пятна, и использование машинной строчки (а не ручной), и внезапное потемнение материи (заподозрили, что у мадам Ольги грань прогладили утюгом), etc. Как писала Ермолова Сипягину, давая инструкции, "в комнате, где будут шить, должен быть совсем чистый воздух. Ни под каким видом не должно быть ни яблок, ни серных спичек. Гадить грань невозможно, на машине шить тоже. Извините, если надоедаю, очень уж боюсь, не вышло бы чего опять".

Однако все трудности смогли преодолеть, и в результате получился просто "шедевр рукоделия", как выразилась сестра императрицы!

Аксессуары

Из серебряной парчи сделали и туфельки, и тоже вышили их жемчугом. Каблучок невысокий - всего 4 см. Кроме того, в коронационный "комплект" входили: 1) белые шёлковые ажурные чулки 2) белый батистовый платочек с кружевными прошвами и вензелем императрицы 3) белые лайковые перчатки. Правую Александра Фёдоровна так и не надела - в перчатке была только левая рука.

Коронационный наряд последней императрицы или Парча, пятна и проблемы
Коронационная туфелька императрицы Александры Фёдоровны, 1896. Из коллекции Музеев Московского Кремля

Княгиня Мария Сергеевна Барятинская вспоминала: "Императрица была одета в белое русское платье, обшитое жемчугом. Так как они еще не были коронованы, перед ними не несли никаких символов власти. Императрица была исключительно красива, но все заметили, насколько смущенной и нервной она выглядела".

Коронационный наряд последней императрицы или Парча, пятна и проблемы
Императрица Александра Фёдоровна, 1896. (сс) Wikimedia Commons

По окончании коронационных торжеств наряд императрицы (как и мундир императора) передали в Оружейную палату.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!