Одна из самых знаменитых картин Франсуа Буше - "Дама за туалетом". Можно полюбоваться ею в целом, а можно и вглядеться в те мелочи, которые разбросаны тут и там. Именно они поддерживают лёгкое, слегка безалаберное, но такое милое настроение картины!
Давайте сначала посмотрим на главную героиню. Она уже причёсана, волосы напудрены, щёки нарумянены, у виска кокетливая мушка. А вот то белое, что на ней надето - это вовсе не блузка (их тогда не носили) или сорочка, сорочка надета под корсет. Это т.н. "пудермантель" - специальная накидка, которую надевали, пока вам пудрили причёску. Для того, чтобы пудра не пачкала одежду.
Дама почти одета, но нужно завязать подвязки для чулок. Излюбленная художниками кокетливая тема! Панталончиков тогда женщины не носили, и мы прекрасно видим то, что скрывается под голубой шёлковой юбкой - простая, без отделки, сорочка до колен и белая нижняя юбка с оборкой. Больше всего доволен кот - мало того, что он стащил клубок ниток и развлекается с ним. Достаточно ему поднять голову, и перед ним откроется весьма пикантное зрелище! И то место, где он лежит, уж поверьте, художник выбрал не случайно и не только композиции ради. :)
На полу, рядом с экраном для камина, валяются щётка, меха и маленький веер, явно в китайском стиле.
Что это там висит на экране сбоку? Да это же маленькая милая сумочка для рукоделия, "помпадур"- так их прозовут в честь знаменитой фаворитки Людовика XV.
На каминной полке ещё горит свеча; рядом лежит письмо и, кажется, красная палочка сургуча. Прекрасный фарфоровый, расписанный золотом сосуд, фарфоровая птичка и лента - довольно широкая, розовая с красной каёмкой, и, надо полагать, недешёвая.
Кстати о фарфоре. У локтя дамы мы видим чайный сервиз; чашки - без ручек, почти как китайские пиалы.
Служанка держит чепчик с красной лентой и отлично накрахмаленной оборкой.
Стоит она на фоне ширмы. Обратите на ширму внимание! Среди самых экзотических направлений в декоративно-прикладном искусстве XVIII века была "китайщина", "шинуазри". Поначалу в Европе коллекционировали оригинальные мебель, фарфор, ткани и прочие китайские радости, а затем начинали производить по соответствующим образцам.
За ширмой, отгораживающей часть комнаты, виднеется портрет. Возможно, это наша героиня? А над портретом кокетливый голубой бантик!
Длинная драпированная спинка платья служанки подхвачена и закреплена повыше - чтобы не мешать заниматься делами. Ещё лет тридцать, и такая драпировка станет не просто функциональной, а модной, и так подбирать свои платья будут даже знатные дамы. На стуле лежит красный плащ на меховой подкладке - кажется, с капюшоном.
Рядом туалетный столик. Зеркало на нём было принято драпировать тканью, и здесь не какое-то там простое белое полотно, а красивая, в цвет стен и ширмы плотная золотистая ткань, скорее всего, шёлковая.
Крышка красной шкатулки - с мягкой вставкой, в которую воткнуты десятки булавок. Без них тогда просто не обойтись, ведь многое в дамском наряде держалось именно на них! Фарфоровая баночка - возможно, с каким-нибудь лосьоном для лица или помадой для волос, голубая лента и... книга? маленький несессер?
Словом, рассматривать все эти радости можно долго. Согласитесь, без них картина смотрелась бы совсем по-другому...
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!