Положение Первой дамы империи означает, что тебе пытаются подражать все остальные. Однако пример императрицы Евгении наглядно демонстрирует, что положение иконы стиля вовсе не обязательно связано с желанием самого человека быть такой иконой. Более того, человек мог воспринимать это как обузу.

Императрица Евгения - невольная икона стиля

Евгения де Монтихо была аристократкой, но не королевской крови. Супругой императора Франции Наполеона III она стала против воли многих. И в результате она чувствовала себя в роли императрицы не очень уверенно. В частности, она даже брала уроки у знаменитой актрисы Рашель – как вести себя на приёмах, как носить парадные придворные туалеты. И всё время опасалась сделать неверный шаг.

Модой при этом она была увлечена страстно, и французы даже прозвали свою императрицу-испанку "Первая оборка". Говорят, что её настольной книгой был "Перечень туалетов королевы", принадлежавший когда-то Марии Антуанетте.

Императрица Евгения - невольная икона стиля

Её гардеробные были обширными комнатами, битком набитыми всем, что нужно тогдашней даме - от платьев до мехов, от туфель до кружев и шляпок. Они размещались над покоями Евгении.

"В комнате второго этажа, сообщавшейся с подъёмом спальней, стояло четыре больших манекена, совершенно такого же роста и сложения, как её величество. Как только фрейлина передавала наверх в рупор приказания императрицы относительно её туалеты, горничные вынимали из шкафов требуемый костюм и одевали один из манекенов, который по подъёму являлся в спальную, и Евгения, осмотрев его, знала, какой вид она будет иметь через несколько минут, затем манекен тем же способом возвращался во второй этаж". Многие платья и хранились на манекенах, чтобы не измяться.

Императрица Евгения - невольная икона стиля

Мода была той областью, которой Евгения уделяла очень много внимания, но... при этом была ретроградкой!

Ворт-младший вспоминал: "Её Величество не только никогда не вводила моду, но крайне неохотно принимала новые идеи, даже если они становились популярными. Кроме того, она упорно придерживалась своих предпочтений и антипатий. Когда Евгения полюбила всякого рода отделки, то желала иметь их на всех своих платьях. Когда ей нравился какой-нибудь цвет или фасон, она отказывалась заменять их чем-нибудь новым. В ней не было ничего от тех женщин, которые кричат: "О, я не могу носить бант на платье в этом году, у меня был такой бант прошлой весной".

И даже если ей нравились новые модели платьев, первыми надевали их придворные дамы, а затем уж, когда они переставали казаться экстравагантыми, сама императрица.

Императрица Евгения - невольная икона стиля

Дело было не только в том, что просто не любила нового. Евгения боялась ошибиться, исполняя роль императрицы. По словам Ворта, она однажды сказала ему, что в её положении она должна не задавать моду, а соглашаться следовать ей. Однако, в силу этого самого положения, всё равно была невольной иконой стиля.

Евгения почти никогда не появлялась на публике дважды в одном и том же. И вторая жизнь её нарядов превратилась в своеобразный бизнес. Часть из них раздавалась – в обмен на кукую-то услугу. Однако большая часть попадала к фрейлинам, которые их продавали. Например, в театры – приобретение "старых" вещей из королевского гардероба было давней театральной традицией. Но в XIX веке появились и нововведения.

Платья императрицы начали попадать в прокат. Прокат существовали и раньше, но теперь распространились заведения высокого класса. Особенно в США. Так что платье императрицы Евгении могло несколько месяцев спустя появиться на балу в Луизиане...

Всё равно что костюмы звёзд в наше время. Только намного лучше. :)

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!