Наталья Сергеевна Гончарова (правнучатая племянница жены Пушкина!) была и живописцем, и графиком, и книжным иллюстратором, и сценографом. Её можно назвать, вероятно, самой известной и самой влиятельной русской художницей первой половины XX века.
Однако одна из сторон многогранной натуры Натальи Гончаровой до сих пор остаётся недооценённой. Это мода.
Началось всё ещё в России, в 1910-х, когда Гончарова стала создавать эскизы нарядов. Их высоко оценила легендарная мастерица, Надежда Петровна Ламанова, и приобретала их у автора.
Александр Бенуа, художник, критик и искусствовед, записал тогда в своем дневнике: «Очаровательна серия мод Гончаровой. Краски этих платьев художественные, а не приторные. Почему же только теперь узнаю о том, что художница посвятила свои силы обновлению женской одежды, почему знаменитые модницы Москвы не идут к ней и не учатся у нее?»
Модницы опоздали. В декабре 1913 она уехала в Париж, работать с Дягилевым над "Русскими сезонами". Отправившись тогда за границу, они с мужем, Михаилом Ларионовым, вернулись только на очень короткий срок, а затем уехали во Францию навсегда.
В Париже художница начала работать с домом моды "Мирбор", и это сотрудничество длилось шесть лет, с 1922 по 1928. Как писали про это место, оно объединяло в себе "галерею современного искусства и салон декоративного искусства" - его основательца сотрудничала со многими художниками. К слову, в 1925 "Мирбор" участвовал в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже. А с советской стороны в ней принимали участие работы Надежды Ламановой...
Согласно договору с мадам Мирбор, художница должны была предоставлять дому один эскиз в месяц. И не просто отсылать их, а регулярно посещать ателье, чтобы наблюдать за тем, как эскизы превращаются в реальные модели.
У каждого наряда, опять-таки, согласно договору, было собственное название: "Королева Мария", "Монголка", "Орхидея". И пальто, и платья, и прочие наряды от Гончаровой по-прежнему отличались простотой кроя. Зато цвета, отделка, расположение орнамента радовали глаз француженок красотой и экзотичностью, "мастерством странных вышивок, в которых поют сияющие краски, где горят золото, серебро и медь".
Сотрудничество Гончаровой с миром моды не ограничивалось только Мирбором – известно, например, и о её работе с Шанель. Рисунки публиковались в таких журналах, как "Vogue" и "Vanity Fair". А своим знакомым артистам она кроме театральных костюмов создавала и повседневные.
С одной стороны, наряды от Гончаровой не совершили прорыва в моде. Зато она привнесла в неё свой собственный стиль, с насыщенными красками и прекрасными орнаментами, вдохновлёнными народным искусством.
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!