Как героини дамского романа издевались над платьями из музея

Уверена, многие их тех, кто неравнодушен к старинным модам, вздыхал, глядя на какое-нибудь платье в музее: мол, вот бы мне такое...

Так вот, однажды мне попался некий роман - "Почти карнавальная история". И в нём есть эпизод, посвящённый именно этому.

Дело происходит в наше время. Одна героиня устраивает другой, своей соседке, сюрприз. И приносит из музея домой два платья, одно XVIII века, другое - то ли 1870-х, то ли 1880-х.

"Перед ней лежало старинное платье, тяжелое, тонкое в талии, с низко вырезанным корсажем и широченной, затканной золотом юбкой. Точно такие же она видела на картинах художников восемнадцатого века. Она осторожно потрогала платье пальцем, боясь повредить позолоту. Евстолия, ужасно довольная произведенным эффектом, потянула Ирину за руку и подвела к креслу – там лежало ещё одно платье, тоже старинное, но попроще – без золотого шитья и пышной юбки, но зато с кружевными рукавами и какими-то воланами сзади. В коробках с откинутыми крышками лежали шляпы – зеленая с лентами и цветами и сиреневая с вуалью.– Ну? – покровительственно спросила Евстолия. – Как тебе?– Потрясающе! – Ирина не могла оторвать глаз от платьев. – А где вы… ты это взяла?– А я работаю где? – спросила Евстолия и сама себе ответила: – В краеведческом музее. Сорок один год непрерывного трудового стажа".

Ирина всё ещё недоумевает - мол, и что? Евстолия поясняет: "У нас выставка работает – «Два века женской моды» называется. Моё платье – из экспозиции, твоё – из фондов. Разрешили взять на праздники под честное слово, даже без расписки, потому что доверяют! Ну я и взяла не просто так, сказала, на реставрацию".

Как героини дамского романа издевались над платьями из музея

Сотрудница музея решила, что они с соседкой должны эту красоту надеть на Новый год... Та сначала колеблется, а потом решается - потому что в детстве мечтала о таком, "когда представляла себя принцессой".

Дальше они возятся с нарядами. "После пяти минут пыхтенья и акробатических упражнений (Ирина смогла застегнуть только шестнадцать из имевшихся на спине двадцати пяти крючков), она, наконец, одернула юбку и подошла к зеркалу. Удивительно, но платье сидело как влитое. И талия вдруг появилась, и грудь обрисовалась в изрядном вырезе, кокетливо не прикрытом, а, скорее, подчёркнутом присборенным кружевом". И героиня даже размышляет о том, какой была женщина, которая его когда-то носила. Куда она его надевала, была ли счастлива... И восхищается обновлённой собой.

Как героини дамского романа издевались над платьями из музея

Тем временем вторая "сражалась с каким-то сооружением из пластинок, крючков, колечек и шнурков, в котором застряла и безнадёжно запуталась. <...>– Это что? – спросила она, смутно, впрочем, догадываясь.– Это корсет! – пыхтя, пояснила Евстолия. – Настоящий, девятнадцатого века. У нас в фондах подделок нет. Давай, Ирочка, помогай!После долгой возни Ирине удалось наконец упихать Евстолию в корсет целиком и примерно разобраться со шнурками и крючками".

Потом они шнуруют платье. Мучаются. И обсуждают, что раньше прислуга была, а так, конечно, тяжело справиться...

Нет-нет, я не завидую героиням! :) Я возмущена. Сотрудник музея стащил оттуда два экспоната под предлогом реставрации, и поволок их к приятельнице. Запихнув - иначе не скажешь - в пакеты. Про объём воображаемых пакетов умолчу.

Затем эти, с позволения сказать, дамы, начинают несчастные платья на себя натягивать, рискуя повредить. Кстати, если платья требуют реставрации, то в каком же они виде? А если не требуют, то какой-то мастер уже потрудился, а эти дурочки сейчас всё испортят! Вернее, уже испортили.

Как героини дамского романа издевались над платьями из музея

Да и как их надеть? Даже если представить чудо из чудес и относительно подходящий размер (а шансов нет).

Одна надевает платье без корсета - ха! Да оно же сшито так, чтобы носить поверх корсета, поэтому "как влитое" сидеть не будет. А как будет обвисать и волочиться юбка, рассчитанная на ношение с накладкой-турнюром? А застёгивание крошечных крючков на спине, даже 16 из 25, без посторонней помощи?

А вторая, которая сражается с "сооружением" и запутывается в нём? "Пластинки, крючки, колечки" - звучит, как будто это панцирная броня, а не корсет, с виду, в общем, несложная вещь. К тому же на корсет XIX века, каким бы он ни был, платье XVIII века не сядет никогда, там совершенно другой силуэт.

Я уж молчу о том, что и в пределах одной эпохи, чтобы платье нормально сидело, оно должно быть надето на корсет, подходящий именно вам, и сшито должно быть по этим же меркам, в расчёте на вас в корсете.

Словом, фантазия. И ладно бы, но ведь потом потом героини будут праздновать Новый год в этих платьях. Перекладывать салат в салатницу, например. Накрывать на стол. Тушить мини-пожар. И выносить оставшийся после этого мусор. И убирать со стола. В музейных нарядах, ага.

Конечно, дамским романам в любом случае веры нет. И подобный эпизод - чистой воды вымысел. Но про мужчин авторы таких текстов пусть пишут, что хотят, а старинные платья трогать нечего! :)

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!