То, что изображение Сарры Фермор регулярно украшает даже российскую неделю моды (правда, каждый год в разных платьях) не удивляет. Очень уж хорош портрет девочки в роскошном наряде дамы.

Самая нарядная девочка в русской живописи
Самая нарядная девочка в русской живописи
Самая нарядная девочка в русской живописи

Сарра – дочь Виллима Виллимовича Фермора, русского государственного и военного деятеля шотландского происхождения. Ей было десять лет, когда художник написал парные портреты её и брата. В этом возрасте детский костюм уже во всем соответствовал взрослому.

Самая нарядная девочка в русской живописи

Повседневный женский костюм в ту эпоху был хотя и объемным, но все-таки выглядел проще. На Саре же надет самый парадный из возможных нарядов. В России такое платье называли "робой". Лиф был проложен китовым усом, и был настолько жёстким, что корсет под него надевать не требовалось. Такой лиф назывался "шнурованье" или "снурованье". А юбка была на специальном широком каркасе – фижмах. Такую юбку называли "фижменной" или "фижбенной".

Самая нарядная девочка в русской живописи
Самая нарядная девочка в русской живописи
Самая нарядная девочка в русской живописи

Платье сшито из плотного, с муаровыми переливами, шёлка. В ткани не использованы золотные или серебряные нити, но, тем не менее, она была весьма дорогой! Техника "броше" позволяла выводить разноцветные нити на разных участках ткани, и узор получался разнообразным. На платье Сарры можно насчитать не менее пяти видов разных цветов, причем в довольно реалистическом исполнении! Вероятнее всего, шёлк был выткан в Англии (центр производства находился в районе Спитлфилдз в Лондоне), а рисунок выполнен по французским образцам.

Рукава украшены пышными двойными кружевными воланами, т.н. "ангажантами".

Самая нарядная девочка в русской живописи

Ткани с разбросанными по светлому фону цветочными узорами были в ту эпоху очень модными. Если учесть, что дети быстро растут, то можно восхититься щедростью родителей, которые заказали для дочери такое великолепное платье. Ведь еще год-другой, и оно станет мало! Кто знает, что случилось с ним потом.. Возможно, его перешили на новый рост, а, возможно (тогда так часто делали) отдали в церковь, на ризы и покровы. Или в театр?

Но для потомков, поскольку иных портретов Сарры не сохранилось, она в нём осталась навсегда.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!