Княжна-вышивальщица: Мария Павловна и дом вышивки "Китмир"

Мария Павловна Романова родилась на заре того времени, которое принято называть "Прекрасной эпохой". Положение в обществе – внучка Александра II, кузина Николая II – должны были подарить ей, может, и не обязательно счастливую, но спокойную жизнь. Однако Первая мировая война и революция окончательно разломали золотую клетку, в которой жили женщины рода Романовых. Мария Павловна оказалась вынуждена, как и многие её родственницы, жить не той жизнью, к которой её готовили... Но она справилась!

Княжна-вышивальщица: Мария Павловна и дом вышивки

Сегодня мы не будем вдаваться в подробности её сложной биографии. Начнём сразу с эмиграции и Парижа, куда она со вторым мужем добралась в 1921. Нужно было выживать.

И шить, и вышивать, и вязать Мария Павловна умела – всему этому великих княжон обучали ещё в детстве и юности. Но одно дело сделать что-нибудь простенькое, а другое - взяться за заказ! Неизвестно, как повернулось бы дело, если бы не знакомство с Коко Шанель, которая в ту пору как раз становилась знаменитой, и у которой вспыхнул роман с братом Марии Павловны, Великим князем Дмитрием.

Княжна-вышивальщица: Мария Павловна и дом вышивки

А началось всё с того, что однажды Мария Павловна заглянула к Шанель в тот момент, когда та спорила с одной мастерицей. Мастерица запрашивала за вышивку блузки шестьсот франков, а Шанель отказывалась. И неожиданно для самой себя Мария Павловна услышала собственный голос: "Мадемуазель Шанель, если я вышью эту блузку на сто пятьдесят франков дешевле, вы отдадите мне заказ?"

У неё не было машинки для вышивки, но можно было попробовать купить её и научиться! Затея казалась рискованной. Но вышивка была тем единственным, что она умела делать очень хорошо, ведь она училась ей, помимо прочего, и в художественной школе Стокгольма, во время первого замужества. "Пальцы изнывали по делу. Я предвкушала муки и радости творчества".

Княжна-вышивальщица: Мария Павловна и дом вышивки
Княжна-вышивальщица: Мария Павловна и дом вышивки
Княжна-вышивальщица: Мария Павловна и дом вышивки
Княжна-вышивальщица: Мария Павловна и дом вышивки

Дел оказалось море. Начального капитала не было – пришлось вновь продавать драгоценности, которых оставалось уже совсем немного. Найти машинку, научиться на ней работать, отыскать помещение, закупать ткани, подбирать мастериц в команду... Выбрали и название: "Китмир" — по имени сказочной собаки из иранской мифологии" (Китмиром звали пёсика-пекинеса знакомой семьи).

После первого же показа стало ясно – успех! Правда, у него оказалась и оборотная сторона. Заказов стало поступать много, а рассчитывать своим силы Мария Павловна ещё не умела. Так что первое время она работала в буквальном смысле не поднимая головы.

Помимо вышивки – Мария Павловна и сама сидела за машинкой – приходилось решать ещё множество вопросов. Будем учитывать, что её к этому никто и никогда не готовил. Она, по собственному выражению, очутилась по другую сторону прилавка. Но всё равно ей всё это нравилось!

Княжна-вышивальщица: Мария Павловна и дом вышивки

Собственную фантазию приходилось подгонять, ведь модный рынок постоянно требовал новинок. "В один сезон я вдохновилась восточными коврами, в другой — персидскими изразцами. Я использовала орнамент с китайских ваз и коптских тканей. Однажды повторила в ручной вышивке индийские ожерелья и браслеты. Вспоминаю пару мулов, пришедших с персидской миниатюры. Несмотря на дороговизну, эти мулы принесли «Китмиру» огромный успех. Не только новые узоры заботили меня: я возвращала к жизни старые материалы, по-новому используя их, например забытую синель. Она шла у меня на отделку шляпок, которые первой стала продавать Шанель, а потом они разошлись по всему миру".

Со временем в "Китмире" расширился штат, они переехали в более просторное помещение, и делали там уже не только машинную вышивку, но и ручную, и вышивку стеклярусом. В 1925 на Всемирной выставке декоративного искусства их работы получили золотую медаль и почетный диплом!

Княжна-вышивальщица: Мария Павловна и дом вышивки
Княжна-вышивальщица: Мария Павловна и дом вышивки
Княжна-вышивальщица: Мария Павловна и дом вышивки

Однако не то чтобы высоких доходов, а хотя бы просто стабильной прибыли добиться так и не удалось . А попытка стать менее зависимыми от дома Шанель привела не столько к успеху, сколько к новым сложностям. Но, главное, несмотря на все старания Марии Павловны, она так и осталась дилетантом в области ведения дел. Пришлось продать последнюю ценную вещь – жемчужное ожерелье матери. А в довершение бед и вышивки вышли из моды... Словом, в 1928 Мария Павловна сдалась и продала "Китмир" известной парижской фирме вышивки "Фитель и Ирель".

Однако своё место в истории моды "Китмир" занял по праву. А Мария Павловна - прекрасный пример того, что нужно не сдаваться!

P.S. Подписывайтесь на мой сайт по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!