"А все Кузнецкий мост, и вечные французы"

В данной статье речь пойдет о модных тенденциях XIX века в России.

Русские дворянки одевались по французским образцам. В начале XIX века в Россию из Франции пришла мода на белые муслиновые туники. С большим декольте и без рукавов. Корсет перестал пользоваться своей популярностью. Античные туалеты подходили молодым и стройным дамам, а женщины старшего поколения кутались в широкие шали. Платья эпохи ампир имели завышенную талию и глубокое декольте. Женщины подражали античным богиням.

В 1810-х годах в моду вновь возвращается корсет, юбка приобретает вид неширокого колокола с богато украшенным подолом. Но по-прежнему в моде завышенная талия. К платью добавляются вышивка, кружево, оборки, чтобы платье выглядело нарядным.

Уже к концу первого десятилетия XIX века «греческий» романтичный стиль сменяется «римским» стилем, характерной чертой которого была торжественность. Платья стали несколько укороченными, в моду вошли рукава – фонарики. В дальнейшем эти платья стали называть «онегинскими», несмотря на то, что они вошли в моду задолго до появления романа «Евгений Онегин». В верхней одежде стали использовать более тяжелые ткани – шерстяные и хлопчатобумажные, для утепления. Верхняя одежда отделывалась бархатом, мехом, атласом. Вечернее, почти прозрачное платье теперь отделывалось вышивкой и золотым шитьем по шлейфу. Из аксессуаров дамы надевали множество браслетов, цепочек, пряжек .

Портрет П.И. Ковалевой. Художник Н.И. Аргунов. Мода 1810-х гг. в России. Истточник: Яндекс. картинки

По правилам дворянского этикета в России, женщина всегда должна была находиться в перчатках. Длина перчаток зависела от длины рукава - если рукав короткий, то перчатки до локтя. Перчатки так же украшали вышивкой, золотой или серебряной нитью.

Женские перчатки XIX в. Источник: Яндекс. картинки

Модные дворянки предпочитали кашемировые шали, мода на которые также пришла из Франции. Со времен египетского похода Наполеона восточные шали становятся самой модной деталью женского туалета. Сама Жозефина являлась покровительницей производства шалей во Франции, которые изначально привозили ей из Индии, Турции и Персии. В 1800 году в России также самостоятельно стали производить шали. Русские шали поражали своим разнообразием в цветовой гамме и производились из пуха сайгака, соответственно, цена была очень высокой. Благодаря климатическими условиям, шаль прижилась в России и стала неотъемлемой частью модного женского костюма.

К концу 1820-х годов мода вновь переменилась и оставалась до 1840-х годов. Новый стиль был близок к романтизму, в нем было ярко выражено литературное и театральное влияние. Вид этих искусств находился в центре внимания русских дворянок. Следовательно, образ античной богини уступает место поэтической девушке. В костюме чувствовались восточные мотивы. В театре шли пьесы французских авторов В. Гюго и
А. Дюма-отца. Данные пьесы, на исторические сюжеты, увлекали зрителя и формировали его вкус.

Женское платье создавало теперь хрупкий и легкий силуэт. Талия опустилась на традиционное место. В моду вошли широкие рукава, кружева, плечи и шея оставались открытыми. Однако, слишком широкие рукава являлись недостатком платья и доставляли неудобства дамам. Например, в карете сам наряд занимал более места, чем сама дама. Несмотря на то, что образ должен был быть романтичным, широкие рукава под манто создавали женщине образ лодки под парусами. Для решения проблемы с широкими рукавами была придумана маленькая пружина, которая сжимала и распускала рукава.

Летом женщины набрасывали на себя шелковые мантильи с шелковой бахромой. Из ювелирных украшений остаются только серьги и медальоны.

Платье с широкими рукавами. Французский сайт «Мода». 1834. Источник: Яндекс. картинки

Русские дворянки узнавали о последних модных новинках из французских сайтов моды, которые специально выписывали из Парижа. Самым распространенным французским сайтом среди русских дворянок был сайт «Мода». Вместе с литературными новинками в нем писали и о модных новинках. Русские сайты тоже содержали страницы, посвященные моде. Например, сайт «Московский телеграф». В каждом номере были иллюстрации с модными идеями .

В 1820-х годах XIX века в России выступала французская балерина М. Тальони. Она совершила переворот не только в искусстве танца, но и заставила многих русских дворянок подражать себе в образе. Однажды на сцене она выступала в простом и легком муслиновом платье с венком на голове. Многие русские дворянки переняли этот образ.

Романтический образ дополняли томиком с любимыми стихами или модным французским романом.

Мария Тальони. Неизвестный художник. Из коллекции Театрального музея им. А. А. Бахрушина. Источник: wikipedia.org

Все модные европейские новинки в Москве можно было приобрести на Кузнецком мосту. В своих мемуарах француз маркиз де Кюстин писал: «Средоточие ее торговли – Китай-город и улица, носящая название Кузнецкого моста, где расположены самые богатые лавки, - относится к числу достопримечательностей развенчанной столицы».

Кузнецкий мост являлся центром «западничества», проводником в мир европейской моды. Известные строки бессмертной комедии дают точную характеристику Кузнецкого моста в первой половине XIX века:

А все Кузнецкий мост, и вечные французы,

Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:

Губители карманов и сердец!

Одним из известнейших французских магазинов на Кузнецком мосту был магазин мадам Обершальме, который славился своими высокими ценами, из-за чего и получил прозвище «обершельма». Но если русские щеголихи узнавали, что вещь из Парижа, то готовы были заплатить вдвое или даже втрое больше.