Из Харькова до Москвы на танке!

Из Харькова до Москвы на танке!

В основе сценария фильма «Увидеть Сталина» - реальная история: весной 1940 года создатель легендарного Т-34 Михаил Кошкин организовал секретный 750-километровый пробег по маршруту Харьков - Москва - Харьков, чтобы показать новую боевую машину Иосифу Сталину.

К сожалению, в пути Михаил Кошкин тяжело заболел и умер за 9 месяцев до начала войны, так и не увидев запуска своего танка в серийное производство. По легенде, Гитлер объявил конструктора своим личным врагом и отдал приказ разбомбить кладбище, где тот был похоронен.

В фильме конструктора сыграл Андрей Мерзликин. «Никого другого мы даже не пробовали. В конце концов, они очень похожи внешне, даже отчества у них одинаковые - оба Ильичи», - смеется Ким Дружинин. Для самого же актера внешнее сходство не столь важно. По его словам, с Кошкиным их объединяет склонность к авантюризму, отсутствие страха и любовь к своему делу.

Из Харькова до Москвы на танке!

Была проведена колоссальная работа: копии опытных «кошкинских» образцов пришлось воссоздавать на основе более поздних моделей легендарных «тридцатьчетверок» - менять башни, люки, устанавливать паровозные прожектора (в Харькове танк собирался на паровозном заводе), пулемет Дегтярева. Но все танки рабочие, хотя им уже больше семидесяти лет, - в них даже сохранились механизмы управления.

А вот для съемок сцены на Халхин-Голе специально пригнали четыре Т-37 - известно, что, увидев эти небольшие танки (современный автомобиль превосходит их размерами), Георгий Жуков с удивлением заметил: «И как с этим воевать?»

Танки - не самый легкий реквизит во всех смыслах. Нужно было оформить массу разрешений, организовать доставку и сопровождение. Художники и реквизиторы постоянно чистили и подкрашивали машины - оказалось, что для раритетов губителен даже самый обычный дождь. Увы, без происшествий не обошлось: во время съемок один танк накренился и получил серьезные повреждения. У другого внезапно отказал задний ход. А у третьего едва не снесли башню - пиротехник не рассчитал заряд.

Из Харькова до Москвы на танке!

Специально для героя Мерзликина нашли наручные часы, сделанные на Первом московском часовом заводе в 1930 году. «Тогда часы были показателем социального статуса и главный конструктор - человек, пытавшийся обогнать время, просто обязан был их иметь», - рассказывает художник по реквизиту Денис Янковский.

Весьма живописные лохмотья «дроздовцев» - остатков Добровольческой армии, прятавшихся в лесах, - дело рук художников. «Вообще, бандиты у нас - этакие попандопулы: что надели, в том и шляются по лесам», - улыбается художник по костюмам София Музалевская. Зато для жителей деревни староверов купили настоящие льняные сарафаны в комплекте с нижней рубахой. Много лет они хранились на каком-то чердаке, поэтому были с пятнами, потеками.

Из Харькова до Москвы на танке!

Снялся в фильме и настоящий «Паккард» - известно, что Сталин отдавал предпочтение именно этим американским машинам. Но больше всего реквизиторы гордятся немецким курвиметром (прибор для точного измерения расстояний на топографических картах) 1940-х годов. Для групп диверсантов смастерили специальные вьючные седла, на которых возили переносные рации. После долгих поисков на Коломенском заводе обнаружили кульманы конца 1930-х годов для конструкторского бюро.

======================================================

??? Чтобы в курсе оставаться не ленитесь ПОДПИСАТЬСЯ️!