Зачем театры всё чаще портят зрителю настроение и обманывают?

Содержание
Зачем театры всё чаще портят зрителю настроение и обманывают?
Сцена из спектакля «Человек-подушка» МХТ им. Чехова

Здравствуйте. К сожалению, приходя в театр и рассчитывая насладиться спектаклем и отдохнуть от насущных проблем, можно выйти с ужасным настроением! Да что уж там - можно испытать дикий ужас и удар по нервной системе. Я считаю подобное большой проблемой и хочу поговорить с Вами об этом. Приятного чтения!

Дорогие читатели, меня очень волнует проблема, описанная ниже. Мне, как актёру, который безумно любит театр, очень важно мнение зрителя. Прошу Вас написать в комментариях свою позицию и мысли на этот счёт, только, пожалуйста, без оскорблений и ненормативной лексики. Спасибо. Начинаем!

Театр - это живые эмоции! Именно поэтому я его так люблю. Всё происходит на глазах зрителя и видно каждую мелочь. Я часто смотрю спектакли других театров и заметил неприятную для меня тенденцию - спектакли в последнее время превращаются в некое «шоу», где актёр уходит на второй, а то и третий план. Зрителя часто шокируют, пугают, заставляют нервничать и т.д. Иногда и вовсе обманывают - название одно (например, «Ревизор» Н.Гоголя), а показывают нам совсем не это, а, допустим, отношения двух мужчин, сидящих в тюремной камере. Александр Абдулов говорил: «Не знаешь, как играть - играй странно и прослывёшь гением!», и мне думается, что сейчас модно это самое «странно». Режиссёры соревнуются в способах вызывания различных эмоций у зрителя.Актёры, зачастую, становятся заложниками замысла, а зритель разочарованно покидает зал и спрашивает себя: «Что это было?» Приведу два примера, когда я вышел из театра с испорченным настроением.

Зачем театры всё чаще портят зрителю настроение и обманывают?

Неподдельный ужас.

Несколько лет назад я смотрел спектакль «Гроза» А.Н. Островского на Чеховском театральном фестивале. Я точно не помню из какого города прибыл театр, который так шокировал зрителя, но это и неважно. Не буду описывать всё происходящее на сцене (там было достаточно раздражающих моментов), опишу самый финал спектакля. Представьте себе сцену, на ней длинная колонна, похожая на мачту и уходящая ввысь до самого потолка театра. В самом финале актриса, исполняющая роль Катерины взбирается на эту мачту, произнося известнейший монолог. Она поднимается под самый потолок, на секунду уползает из вида зрителя и... срывается вниз.... (Театр крупный и расстояние до потолка внушительное) Она летит вниз в луче прожектора и с характерным звуком падает посреди сцены. В этот момент возникает тишина (музыка обрывается). Она лежит целую минуту в абсолютной тишине. Вы не представляете, что началось в зале (хоть на фестивале, в основном, искушённый зритель, критики и служители культуры). Все были уверены, что произошла трагедия. Начались возгласы, зритель вставал с мест и подходил к сцене. Кто-то кричал, что нужно вызывать «Скорую» и в таком духе. Потом, также внезапно, погас свет и в зале началась почти паника. Я помню, как у меня вспотели ладони и было жутко. Но когда свет зажёгся, все артисты стояли готовые к поклону и Катерина в том числе. Зритель замолчал вновь. Оказалось, что падала очень реалистичная кукла. Её даже на поклон вынесли. Кто-то из зрителей начал кричать «Браво» и аплодировать, а я и другая группа зрителей сидели молча и осмысливали произошедшее. Сильнейший испуг, дрожь и ужас, но именно этого и добивался режиссёр. До сих пор, как вспомню - сердце замирает. Неужели это современное искусство - напугать зрителя до потери пульса? В общем, эмоции вызывают любой ценой и артист тут совершенно вторичен. Продолжаем.

Больше мерзости!

Можно по-разному относится к К.Серебренникову и его работам. Что-то мне нравится, а что-то я смотреть не могу. В 2007-м году нас с однокурсниками позвали на премьерный показ спектакля «Человек-подушка» во МХАТ Чехова. Главную роль играл Анатолий Белый (выпускник нашего курса), режиссёр, соответственно, К.Серебренников. Я люблю фильмы Тарантино, где часто показывают сцены насилия. Но если у Тарантино они оправданы или комичны, то Серебренников, как мне показалось, специально показывает насилие во всей красе, чтобы шокировать зрителя. Эдакое отвратительное «шоу». Спектакль о том, как пытают главного героя, в исполнении Белого. И эти пытки показывают изощрённым образом. На первые ряды летят бутафорские, но очень натуральные пальцы, брызжет ненастоящая кровь и т.д. Зритель вставал и уходил, а кто-то молча сидел и не понимал куда попал. Там были хорошие актёрские работы и юмор был, но всё это вторично - на первом плане мерзкое «шоу». Но самое шокирующее для меня было под конец спектакля. Маленькая девочка выливала на себя целое ведро

красной жидкости. Я в этот момент отключился от спектакля и подумал о чувствах ребёнка и о её родителях. Вот так.

Зачем театры всё чаще портят зрителю настроение и обманывают?
Человек-подушка

Возможно, у Вас есть подобные истории - можете описать их в комментариях - интересно. Мне безумно нравится следить за актёрской игрой в театре, сопереживать артистам и верить им. Но в последнее время, артист в театре не главное (не везде, но тенденция пугает). Получается что-то среднее между спектаклем и фильмом, но я в таком случае лучше кино посмотрю. Мне воспринимается такой подход, как обман зрителя и обесценивание театра. Но может я и не прав. Никому не навязываю своего мнения. Я прихожу в театр, чтобы отдохнуть и посмотреть на коллег, может быть, перенять опыт и вдохновиться, и совершенно не хочу выходить из зала в ужасном настроении и с трясущимися руками. Читайте отзывы перед походом, только так можно обезопасить себя от испорченного вечера! Удачи Вам и прекрасного настроения. Ставьте «лайк», если понравилась статья, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые и интересные выпуски.

Все фотографии взяты из открытых источников.

Читайте также:

Прекрасные высказывания Алисы Фрейндлих

Как артисты наживаются на 9 мая. Размышления о совести

До встречи!