Фильм «Дорога Елена Сергеевна»: самый неизвестный фильм Эльдара Рязанова.

Фильм «Дорога Елена Сергеевна»: самый неизвестный фильм Эльдара Рязанова.

Заголовок, наверное, правильный. Даже «Предсказание» и «Ключи от спальни" показываются на каналах гораздо чаще. А фильм «Дорогая Елена Сергеевна», хотя и вызывает споры, то есть, вполне живые эмоции, показывается крайне редко.

Почему?

Наверное, он не соответствует репутации Рязанова как оптимиста. Даже, в «Небесах обетованных» или в «Предсказание» он – оптимист, и при всей трагичности ситуации там есть свет. Одни герои спасаются на Небесах, другие в Любви.

Но в этом фильме нет света. Нет спасения. Есть только трагизм и горечь. И какой –то невероятный тупик.

Здесь есть чисто лермонтовское настроение. «С печалью я смотрю на наше поколение». И при взгляде на это самое поколение есть только печаль.

Чувство раскаяние есть только у героя, будущее которого самое печальное.

Сама драматическая коллизия здесь, безусловно, не очень реальная. Цель героев – некий ключ, который им нужно достать. Этим ключом можно открыть сейф и подменить контрольные работы по математике.

При этом, от результатов контрольной не зависит их жизнь. У них будут только неприятности. Но и этих неприятностей они хотят избежать. И любым способом они хотят заполучить ключ от сейфа и подменить контрольную работу.

Филфак Первого пединститута их не устраивает. Им нужен только филфак МГУ.

Часто ругают этот фильм за то, что героиня Марины Неёловой не знает своих учеников. Но не знает, потому что она не их классная руководительница. Она хороший учитель. Но в те годы профессия учитель не дает выхода на материальные блага, а слова про благородный труд уже не волнуют.

Ведь Рязанов констатирует не кризис молодежи, а кризис общества. Воспитание должно начинаться не в школе. А в семье. В школе это воспитание продолжается.

Но герои даже свои успехи рассматривают в связи с выходом к материальному благополучию.

Джинсы и кроссовки убили здесь все.

У главных героев здесь все для наслаждения. И даже между тяжелым роком и обычной попсой они не видят разницы, веди под то, и под другое можно танцевать.

Вроде бы, искусственная ситуация здесь не выглядит совсем искусственной. А выглядит естественной. А это и есть мастерство режиссера.

Кстати, зададимся вопросом, что было бы, если бы герои получили нужный ключ. Неужели в школе не было сторожа? Неужели бы у них все прошло так гладко?

Безусловно, ситуация с ключом нужна только для того, чтобы рассмотреть главных героев.

Кстати, это уже третий фильм режиссера, где ситуация закручена вокруг ключа («Ирония судьбы…», «Гараж»), третий фильм режиссера, где действие происходит в замкнутом пространстве. Но первый фильм, который оставляет после себя кучу вопросов.

Кстати, ведутся много споров вокруг концовки фильма. И эта концовка задает вопросы.

Что произошло с Еленой Сергеевной?

И что будет с главными героями фильма в будущем?

Наверное, не будь режиссером Рязанов, фильм назвали бы большим художественным достижением.

Но к фильмам мэтра другие мерки.

И, кажется, это совсем несправедливо, что этот фильм не получил такой известности.

Мы иногда не сдаем не только экзамены по математике, но и экзамены по самой жизни.

В фильме есть некая надежда, но мы знаем с высоты своих лет, кто скоро будет хозяевами жизни. И хозяевами жизни стали такие вот нераскаявшиеся герои.

БЕРЕГИТЕ СЕБЯ!

МИРА ВСЕМ И ЛЮБВИ.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Фотографии взяты из свободного источника.