Александр Роу: Великий Сказочник советской эпохи

Его не любили чиновники. Они считали, что такой талантливый режиссер просто обязан снимать «правильное» идеологическое кино, а не тратить попусту деньги на сказочки для детей. Но даже в таком, казалось бы, безобидном жанре мастер умудрялся впадать в опалу у властей – за фильм «Королевство кривых зеркал» Роу схлопотал строгий выговор за то, что он на злодейские роли пригласил самых знаменитых актеров. А Народного артиста РСФСР режиссеру вынуждено дали после того, как фильм «Морозко» получил признание и награды за рубежом.

Совсем не сказочное детство...

Будущий великий советский сказочник родился в «женский день» - 8 марта 1906 года - в семье ирландца и гречанки. Отец, Артур Уильям Роу, работал в России по контракту, приехав в страну годом ранее. В 1914 году Артур Уильям уехал на родину, чтобы больше не вернуться, и мальчик остался один с матерью Эйли Кэраджордж. С десяти лет Александр совмещал учебу в школе с работой в соседней лавке, чтобы помочь часто болеющей матери содержать семью.

Саша Роу. Фото: mignsk.ru

После окончания семилетки Александр по настоянию матери поступает в промышленно-экономический техникум. Во время учебы Роу играет в агитационном театре «Синяя блуза» - актерство его увлекает, и вскоре парень по собственной инициативе переводится в актерскую киношколу режиссера Бориса Чайковского. По окончанию школы Александр устраивается на работу на киностудию «Межрабпомфильм» в качестве помощника режиссера Якова Протазанова и параллельно поступает в Драматический техникум М. Ермоловой. Семь лет работы под началом знаменитого режиссера Роу считал бесценным опытом. Но и сам будущий режиссер сумел раскрыться как прекрасный администратор и дипломат, что несомненно пригодилось ему в будущем.

Планировал быть экономистом, но стал режиссером. Фото: mignsk.ru

Король спецэффектов...

В 1937 году Александра как молодого режиссера приглашают на киностудию «Союздетфильм», где он приступает к работе над сказкой «По щучьему велению», вдохновившись одноименной постановкой Елизаветы Тараховской в театре кукол Сергея Образцова. В то время жанр киносказки был, мягко говоря, не в почете – зритель хотел видеть на экране либо драматическую любовь, либо комедию, либо приключения. Но молодой режиссер сумел преломить сложившуюся тенденцию, доказав, что и показанная на экране сказка может приносить хорошую кассу. Творческий тандем Елизаветы Тарховской и опытного драматурга Олега Леонидова дали прекрасный сценарный результат. Далее в ход пошли талант и безудержная фантазия самого Роу, который принципиально отказался от принятых элементов аннимации, предпочитая комбинированные съемки и технические решения – самоходная печь, ходящие сами по себе ведра и самоскладывающиеся в поленницу дрова, «говорящая» живая щука – все это было в то время за гранью привычных спецэффектов. Редактор киностудии Владимир Швейцер пенял молодому режиссеру, что тот уделяет чрезмерное внимание натурализму и достоверности:

"Владимир Швейцер часа два меня уверял, абсолютно дружески: "Что вам за интерес разбираться в характере щуки, медведя, лисы… Это же неинтересно ни для вас, ни для зрителя — бросьте всё это, не губите себя".
Из воспоминаний Александра Роу.
Первая работа Роу поражала спецэффектами. Фрагмент из фильма "По щучьему велению"

Но режиссер стоял на своем, не щадя ни себя, ни актеров, ни дрессировщиков. И ведь не зря – картина имела ошеломляющий успех – фильм с удовольствием смотрели не только детвора, но и взрослые, а критики были вполне благосклонны, лишь высказывая пожелания режиссеру быть более патриотичным в своих работах.

Буквально через два года Роу снимает «Василису Прекрасную» по мотивам народной сказки «Царевна-лягушка». И снова поражающий техническим исполнением размах – Змей Горыныч высотой с двухэтажный дом и длиной более десяти метров – на его управление задействовали двадцать человек. Лучшая по тем временам команда гримеров трудилась над образами страшилищ сказочного леса. Именно с этой картины началось многолетнее сотрудничество режиссера с актером Георгием Милляром, ставшим самой знаменитой Бабой Ягой в истории советского кинематографа. Кстати, роль Яги актер выпросил сам, аргументируя это тем, что такую страхолюдину не сможет сыграть ни одна женщина.

Сказка "Василиса Прекрасная". Фрагменты из фильма

Прислушавшись к мнению цензуры после первого фильма, в 1944 году, находясь в эвакуации в Душанбе, Александр Роу снимает фильм-сказку «Кащей Бессмертный», очень гармонично сочетая народный эпос со столь необходимой в годы войны патриотичностью. Идеологический эксперимент удался – сам Кащей и все его «темное войско» для зрителя явились олицетворением немецко-фашистских захватчиков, которых на экране громило русское войско.

Кащей олицетворял врага советского народа.

Обратите внимание: "Тебе улыбнется презрительно Блок - трагический тенор эпохи".

Фрагмент из фильма "Кащей Бессмертный"

С окончанием войны вплоть до начала 50-х о сказках пришлось забыть – восстановление послевоенной страны требовало колоссальных ресурсов, и по всем второстепенным направлениям было сильно урезано финансирование. В это время Роу переключился на документальное кино, сняв три фильма про Артек и Крым.

"Варвара краса, длинная коса" (слева вверху), "Новые похождения Кота в сапогах" (слева внизу), "Марья-искусница" (справа вверху), "Огонь, вода и ... медные трубы". Фрагменты из фильмов

В 1952 году режиссер возвращается к любимому жанру, снимая Гоголевскую «Майская ночь, или Утопленница». С конца 50-х в кинематографе наступает эпоха сказочного кино Роу: «Новые похождения Кота в сапогах», «Марья-искусница», «Королевство кривых зеркал», «Огонь, вода и… медные тубы», «Варвара краса, длинная коса» - от фильма к фильму мастер совершенствует техническую составляющую, с каждой картиной поднимая уровень спецэффектов и работу гримеров и декораторов на новый уровень. Не забывает режиссер и про взрослого зрителя, снимая нестареющий шедевр «Вечера на хуторе близ Диканьки».

За сказку "Королевство кривых зеркал" Александр Роу получил строгий выговор. Фрагменты из фильма

Поразивший Спилберга

Вершиной творчества Роу по праву считают фильм-сказку «Морозко». Сценаристы Николай Эрдман и Михаил Вольпин сумели объединить народные сказки «Морозко» и «Об Иване с медвежьей головой», получив при этом самостоятельное произведение. Милляр, для которого это была уже восьмая Баба Яга, сам делал эскизы костюма и грима. Кстати, актер буквально спас фильм, когда подвал дома, где хранились уже отснятые материалы, стало заливать водой из прорванной трубы, и он в одном исподнем в двадцатиградусный мороз таскал на улицу коробки с пленками. Актер Александр Хвыль, сыгравший Морозко, с легкой руки режиссера на долгие годы стал главным Дедом Морозом страны, «руководя» Кремлевской елкой.

Лучшая работа Александра Роу - сказка "Морозко". Фрагменты из фильма

Инна Чурикова, для которой роль вредной «Марфушеньки-душеньки» принесла первую известность, после фильма подумывала вовсе бросить кинематограф:

«Со мной случился казус: зимнюю натуру снимали на Кольском полуострове, под Мурманском. Было очень холодно. И, когда я сидела под елкой в ожидании Деда Мороза, замерзла по-настоящему, потому что наш оператор очень долго устанавливал свет. А потом в корзинке вместо яблок почему-то оказался лук. И мне пришлось лопать его, делая вид, что грызу яблоки, как было положено по сценарию… Когда я пришла на озвучку фильма и впервые увидела себя на экране, то расплакалась. Мне казалось, что я такая страшная! После этого всерьез подумывала над тем, чтобы никогда больше не сниматься в кино»
Из воспоминаний Инны Чуриковой
Блистательная Чурикова после "Морозко" хотела "завязать" с кинематографом. Фрагмент из фильма

Помимо зрительской любви и признания, фильм «Морозко» получил Главный приз Венецианского кинофестиваля, а также награду совета по кинематографии США за лучший киносценарий семейного кино. В Чехословакии, а позже по отдельности в Чехии и Словакии, уже много лет картину традиционно показывают по телевидению в канун Нового года. Высочайшую оценку Александру Роу дал Стивен Спилберг именно после просмотра сказки «Морозко»:

«Сказки Роу – культурное явление, которое превзойти никому не удалось!»
На съемках фильма-сказки "Морозко". Фото: extra.cz

Последней работой Александра Роу был «Финист – Ясный Сокол». Режиссер успел написать сценарий вместе с Львом Потемкиным, но саму картину уже снимал ученик Александра Артуровича режиссер Геннадий Васильев.

P.S.

В жизни Александр Роу был таким же как его фильмы – озорным оптимистом. После смерти отца и продажи принадлежавшей ему компании режиссера нашли через газету и вручили полагающуюся часть наследства. На полученные 300 фунтов Роу купил себе пальто и фотоаппарат. Но на все вопросы знакомых о том, что же досталось, строго отвечал, что теперь он владелец нескольких пароходов и публичного дома, и не знает, что теперь с этим делать.

Великий сказочник Роу. Фото: oren.ru

За несколько дней до смерти, режиссер попросил, чтобы прощание с ним было непременно на киностудии, и чтобы обязательно звучала сюита из комической оперы «Корневильские колокола». 28 декабря 1973 года Александра Роу не стало, а его друг Лев Потемкин в точности исполнил волю товарища.

Могила Александра Роу. Фото: infourok.ru

Похоронили Александра Артуровича на Бабушкинском кладбище в Москве.

Что еще можно почитать:

Леонид Филатов: последний секс-символ советского кинематографа

Эдуард Успенский: как правильно есть бутерброды и откуда у Чебурашки такие уши…

Ольга Аросева: просила милостыню в Праге и сама водила троллейбус

Леонид Броневой: играл в домино на деньги, чтобы купить еды для дочери

Павел Третьяков: Хранитель русского искусства

Валентин Гафт: "Я в жизни переторопился, а надо было замедлять..."

Михаил Румянцев: знаменитый Карандаш – Великий маленький человек

Нина Дорошина: символ и легенда «Современника»

Евгений Дворжецкий: жизнь похожая на вспышку

Белла Ахмадулина: последний лирик ХХ века.

#сказки #кино #режиссер #знаменитость #могилы знаменитостей #алесандр роу #фильм-сказка #морозко

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Александр Роу: Великий Сказочник советской эпохи.