Отберут ли роботы творческие профессии?

Действительно ли искусственный интеллект может быть креативным? Почему мы становимся менее оригинальными?

(Отрывок из книги «Четвёртая мировая война. Будущее уже рядом»)

Отберут ли роботы творческие профессии?

Постоянно приходится слышать, что, мол, вы просто старые и несовременные, а это новый мир, новое время, новые люди – вообще всё новое, а вам не понять!

Это трогательно-идиотский аргумент, хорошо иллюстрирующий подмену содержания внутри миметической структуры. Да, действительное, старшие поколения, как правило, не очень довольны новациями, критикуют молодёжь и уверяют, что в их молодости всё было лучше и по-настоящему, а сейчас – нет, «богатыри, не вы!».

Почему на сей раз это не так? Потому что это не вопрос поколений, а вопрос среды. Среда, в которой формировалась прежняя психика, была принципиально другой – не содержательно, а по структуре.

Прежняя психика формировалась в условиях дефицита информации, а сейчас она формируется в условиях гиперинформационного давления, что естественно приводит к другим результатам – к формированию другой психики.

«Много» – это вовсе не значит, что «хорошо». Если вы будете поливать растение бо́льшим количеством воды, нежели оно способно употребить, оно сгниёт и погибнет. С информацией – всё то же самое: она должна быть переработана, а на это мозгу нужно время. Но этого времени нет, потому что уже поступает другая информация.

В результате современный человек всё хуже справляется с простыми заданиями – хоть прочитанный рассказ пересказать, хоть объяснить его смысл своими словами.

Отберут ли роботы творческие профессии?

Этот загадочный феномен проявился уже в начале 90-х, когда из источников информации, по большому счёту, был только телевизор (но уже с большим количеством каналов). Тогда, чтобы это явление как-то назвать, остановились на понятии «функциональная неграмотность».

Вообще говоря, это странная вещь: человек вроде бы читать-писать умеет, но глядя в книгу, видит известную комбинацию из трёх пальцев. Это шокировало, вызывало недоумение, но причины были скрыты за семью печатями. Сейчас мы видим их куда более отчётливо.

И ведь дальше – больше: интеллектуальные задачи, которые должен решать современный человек, – не те, что когда-то, они становятся всё сложнее! А вот умение справляться с ними тает как дымка: в глазах растерянность и немой вопрос – а может быть, мне кто-то поможет, что надо делать?

При этом нас продолжают уговаривать, что всё это не важно – мол, если понадобятся факты, то он легко найдёт их в интернете. А что современному человеку и нужно, то это – креативность, ибо век у нас инноваций и технологического прогресса! И мол, это и даёт нам интернет.

Но даёт ли, или только кажется, что даёт?..

Ответила на этот вопрос обычный преподаватель педагогики в Колледже Уильяма и Мэри (США) – Кюнг Хи Ким. Она подняла архивы и проанализировала результаты теста детей (300 000 штук) на креативность за последние пятьдесят лет.

Тест, о котором идёт речь, – Тест Креативности Мышления Торренса (Torrance Tests of Creative Thinking – ТТСТ, см. рис. №N) – хороший, проверенный, доказавший эффективность. Он был разработан Э. Полом Торренсом в конце 1950-х и с тех пор активно используется.

Исследования показывают, что он способен лучше предсказывать будущие успехи ребёнка, чем результаты IQ-теста, предположение сверстников или школьные оценки.

Отберут ли роботы творческие профессии?
Рисунок №N: Пример выполнения ТТСТ: фигуры, данные в задании, а также креативное и недостаточно креативное их использование в рисунке.

Согласно же анализу, проведённому Ким за весь период существования теста креативность американских детей с 60-х годов прошлого века уверенно росла, затем стабилизировались к 1984–1990-му году, а дальше началось неуклонное падение, причём существенное (или, как говорят в таких случаях, – статистически значимое).

Самое большое снижение показала шкала «творческой разработки», по которой оценивается способность ребёнка взять определённую идею и рассмотреть её в новом интересном ракурсе. 85% детей в 2008 году получили более низкие баллы по этому показателю, чем в среднем дети в 1984-м.

Вот вам и рост креативности в интернет-среде!

«Дети стали менее эмоционально активными, менее энергичными, менее болтливыми и вербально активными, обладают меньшим чувством юмора, менее развитым воображением, более консервативны, они стали менее живые и страстные, менее проницательные, они менее склонны связывать несовместимые на первый взгляд вещи, менее склонны к синтезу и к тому, чтобы смотреть на вещи под другим углом».
Кюнг Хи Ким, Колледж Уильяма и Мэри (США)

Что ж, самое время вернуться к нашему мысленному эксперименту… Там у нас, напомню, воображаемые террористы, отравляющий газ, загадочное воздействие на психическое состояние человека и гибель цивилизации.

Итак, каким эффектом должен обладать этот газ, чтобы планы террористов исполнились?

Да, этот «отравляющий газ» – сам воздух современной цивилизации. Это информационная перегрузка, перманентное потребление медиаконтента, постоянная подключённость («всегда на связи»), многозадачность, зависимость от социальных сетей и прочее, и прочее. А также, конечно, отсутствие целей, которые бы оправдывали необходимость приложения интеллектуальных усилий.

Мы становимся глупее, не замечая этого. Впрочем, этого и нельзя заметить. В этом весь фокус. Напротив, нам может казаться, что мы даже умнеем, ширим кругозор, развиваемся.

Возможно, главный критерий интеллекта – это способность к выстраиванию в своём сознании сложной, многогранной модели другого человека («theory of mind», как говорят специалисты по когнитивистике). А о степени этой сложности легко судить по структуре текстовых сообщений, которыми обмениваются представители соответствующей культуры.

Мы же вообще больше ими не обмениваемся – мы обмениваемся ссылками, смайликами и пересылаемыми друг другу картинками.

Отберут ли роботы творческие профессии?

Креатив – это просто

Пока новые поколения всё больше проваливают тест на креативность, искусственный интеллект привыкает заниматься творчеством.Характерный пример – искусственный художник от компании Google.

За основу разработчики взяли способность искусственного интеллекта распознавать то, что изображено на фотографии или картине. В Google этим вопросом долго и системно занимались: показывали искусственному интеллекту миллионы изображений какого-нибудь предмета, а он должен был научиться его определять.

Теперь представьте, что мы даём такой машине обратное задание: мы предоставляем ей какой шум и говорим: «О’кей? Гугл, найди мне здесь картину цветов» (или человека, или здание, или пейзаж). Машина анализирует предоставленную ей информацию, выделяет из неё какие-то формы, назначает их искомыми объектами (карзина, человек, здание…) и включает прорисовку, «улучшая» изображение. Причём разным командам учёных удаётся создавать разный художественный стиль…

Не отстают и другие супергиганты. Например, искусственный интеллект Microsoft научился рисовать по тестовому описанию. Это значит, что скоро вы сможете погружаться в виртуальную реальность и говорить, что вы хотите увидеть, – и вам будут это показывать. Ну, или можно будет просто загрузить в программу какую-нибудь книгу – и она её вам тут же экранизирует.

С тем же успехом можно создать музыку, что уже наглядно продемонстрировал искусственный интеллект по имени Amper. Его обучили битам, аккордам, инструментальному звучанию, а потом живые музыканты правили его музыку. Он извлёк уроки и создал с певицей Тэрин Саузерн целый альбом под названием «IAMAI» («Я искусственный интеллект») – желающие могут послушать на YouTube.

Кстати, при слепом тестировании (а соответствующие тесты были проведены) люди не могут отличить музыку, написанную Amper’ом, от той, что создал человек. Идея, что человеческий креатив – это нечто совершенно невозможное для машин, является совершенно нелепым заблуждением.

Искусственный интеллект уже умеет из сырых данных выводить законы природы, включая законы Ньютона, например, и проверять сложнейшие математические доказательства (на что раньше у людей-математиков зачастую уходили годы). А это всё-таки настоящая наука!

Так что думать, будто бы он не сможет справиться с какими-то семью красками и семью же нотами – это как минимум смешно.

Отберут ли роботы творческие профессии?

(Отрывок из книги «Четвёртая мировая война. Будущее уже рядом»)