Личности нет: почему наше «Я» — иллюзия?

Почему мы в детстве, юности и зрелости — совершенно разные люди? Существует ли единая, неизменяемая личность?

(Отрывок из книги «Красная таблетка. посмотри правде в глаза!»)

Личности нет: почему наше «Я» — иллюзия?

Многим запомнилась эта фраза из фильма «Матрица» – «Ложки нет!». В Матрице, может быть оно, конечно, и так. Но ложка на самом деле есть, а вот личности у человека, действительно, нет.

Как сам Нео – это просто выдуманный сценаристами персонаж, так и мы с вами, сама наша личность – не более, чем плод нашей же собственной фантазии.

Да, вы много раз слышали это слово – «личность». Впрочем, слово «круг» вы тоже слышали много раз, но, надеюсь, вы понимаете, что «круг» – это просто абстракция. В природе есть вещи, которые мы можем назвать круглыми, но это не круги как таковые, а лишь предметы, которые мы так воспринимаем.

Ирония состоит в том, что мы никогда не задумывались о том, что на самом деле имеется в виду, когда говорят – «личность». Что мы сами под этим словом понимаем? На что оно указывает? Что конкретно оно должно обозначать?

Удивительно, что ответы на все эти вопросы кажутся нам вполне очевидными. Впрочем, ровно до того момента, пока мы не пытаемся на них ответить. Тут-то иллюзия понятности и рассыпается, подобно карточному королевству из «Алисы в Стране чудес».

Именно об этом, еще в IV веке до нашей эры писал в своей знаменитой притче китайский философ Чжуан-цзы: «Однажды Чжуан-цзы приснилось, что он – бабочка. Бабочка весело порхала, не ведая, что она Чжуан-цзы. Когда же Чжуан-цзы проснулся, то не мог понять: снилось ли ему, что он – бабочка, или это бабочке теперь снится, что она – Чжуан-цзы?».

Но как так получается, что все мы буквально в восторге от собственной личности – пытаемся «себя полюбить», «реализовать себя», «быть собой» и т.д., а речь, на самом деле, идет лишь о какой-то иллюзии?

Ответ на этот вопрос мы находим у величайшего психолога и философа Уильяма Джеймса. «У человека, – писал Джеймс, – столько личностей, сколько индивидов признают в нем личность и имеют о ней представление».

Личности нет: почему наше «Я» — иллюзия?

Да, ваша «личность» – это что-то вроде парламента, состоящего из кучи самодовольных идиотов. И каждый из них, когда приходит его час, и он восходит на трибуну вашего сознания, считает себя центром Вселенной.

Честно говоря, им бы и по одному не мешало у психиатра проконсультироваться, и по партийным спискам. Ну а все вместе они и вовсе составляют сплошное безумие.

Итак, все дело в том, что вы в каждый конкретный момент времени имеете дело только с одной своей субличностью. Потом ситуация меняется, и вы переходите к другой, а потом к третьей и так далее. Они, так сказать, редко в нас встречаются, и уж точно не встречаются всей бандой разом.

Когда вы сидите в компании друзей, вы имеете дело с субличностью, которую вы создали специально для этой компании. И скорее всего, она имеет мало общего с субличностью, которой вы пользуетесь, общаясь, например, со своим начальником или подчиненным.

Когда вы один на один со своей второй половинкой – в вас активизируется уже другая субличность. И поверьте, она сильно отличается от тех «вас», которые общаются с продавцом в магазине, коллегами в офисе, полицейским на дороге или с преподавателем на экзамене.

Есть в вас субличность, воспитывающая вашего ребенка. Но есть и субличность, которая научилась терпеть нравоучения ваших собственных родителей. А потому не удивляйтесь, если вам хочется поскорее куда-нибудь смыться, когда ваши дети встречаются с вашими родителями.

Да, когда обстоятельства сталкивают наши субличности друг с другом, нам становится откровенно не по себе – когда дискомфортно, когда неловко, когда страшно.

Личности нет: почему наше «Я» — иллюзия?

Например, непонятно, как вести себя с начальником на работе, если ты с ним вне этой работы спишь, а ваши коллеги не в курсе. Или вот как поддержать супругу «на дипломатическом банкете», если она творит что-то невообразимое?! Конфликт субличностей.

Но может быть ваша истинная личность – это то, какой вы, когда находитесь в одиночестве? Допустим. Но куда она девается, если вы примите, например, таблеточку ЛСД? Эффект, поверьте наркологу, будет весьма ощутимым. Хотя казалось бы – что такого произошло?

Вам в организм попало вещество, которое всего лишь на пару химических связей отличается от обычного нейромедиатора. Но этого оказывается вполне достаточно, чтобы почувствовать себя каким-нибудь диковинным животным или пророком для всего человечества!

Так что это за личность у нас такая, что ее способны уничтожить две химические связи внутри одной молекулы?

Впрочем, если химия – это, что называется, удар ниже пояса, то что вы скажете насчет гипноза? Человек просто с вами поговорит, вы «заснете» и он сможет заставить вас делать вещи, на которые бы вы никогда в жизни не отважились и не согласились.

Куда же, вдруг, сбежала личность? Где она? Был ли, так сказать, мальчик?

Личности нет: почему наше «Я» — иллюзия?

Если вам кажется, что дело лишь в социальных ролях, которые мы исполняем в зависимости от той или иной ситуации, а на самом деле наша личность – это нечто целостное и непротиворечивое, не торопитесь с выводами.

Теменная доля вашего мозга отвечает за то ваше «я», которое осознает, где вы сейчас находитесь. Её повреждение превратит вас в своего рода вечного, неприкаянного странника. Эти же повреждения могут вызвать и другое ощущение – что ваше тело перестало быть вашим. Да, ваше телесное «я» – это тоже отдельная опция.

Впрочем, превратившись, из-за повреждений теменной доли, в вечного странника без тела, вы, возможно, еще будете продолжать ощущать себя центром видимого вами мира. Однако, стоит пострадать (от травмы или болезни) нижней части вашей правой височной доли, то и это «я» вы тут же потеряете.

Та же нижняя часть правой височной доли вместе с центрами лимбической системы мозга отвечают за «я» вашего субъективного переживания. Если пострадают указанные зоны мозга, то ваши чувства и ощущения перестанут принадлежат вам. По крайней мере, вы будете абсолютно уверены, что они принадлежат кому-то другому.

Личности нет: почему наше «Я» — иллюзия?

Описать эти состояния куда проще, чем вообразить. Что должно происходить, например, с личностью человека, который, по выражению Оливера Сакса, желая взять шляпу, хватается за лицо собственной жены и нянчит часы, принимая их за младенца? Мы не знаем. Но мы знаем, что мельчайшее поражение мозга может разрушить личность человека до самого основания.

Вероятно, вы помните себя в детстве, помните в молодости, в зрелости (если вы уже достигли почтенного возраста). Если постараться, то вы припомните себя и в разных состояниях – отчаявшимся, глубоко несчастным, несправедливо обиженным, но также и невероятно счастливым, одухотворенным, испытывающим страсть. Но в какой из этих моментов вы были настоящими, а в какой из них вы себе врали?

Ну правда, если в разные периоды жизни и в разных эмоциональных состояниях вы придерживались разных взглядов (а это именно так, даже если вы сейчас об этом забыли), то где-то вы были, мягко говоря, не правы. Но как понять, какой из ваших прежних «я» был подлинным, а какой подложным, ошибочным, ненастоящим?

Кто из «вас» тогда думал то, что вы и вправду думаете, а кто думал какую-то ерунду? И кстати, а сейчас у вас настоящее «я» или опять что-то не то? Как вы можете быть в этом уверены? И что вы скажете, когда и это «я» поменяется? А это обязательно произойдет.

Личности нет: почему наше «Я» — иллюзия?

Таков парадокс: мы ощущаем собственную личность, мы уверены, что обладаем личностью, но она, на самом деле, лишь чистая фикция, а ее целостность – тем более.

Мы никогда не сомневались в собственной личности, мы и сейчас делаем это только с позиций некого метасознания – как бы понарошку. Ведь я не думаю, что мои вопросы и ваши размышления на их счет, и в самом деле способны поколебать в вас ощущение собственной личности.

Эта иллюзия фундаментальна.

(Отрывок из книги «Красная таблетка. посмотри правде в глаза!»)