Мне не о чем разговаривать с другими людьми. Мне кажется, я им не интересна

Мне не о чем разговаривать с другими людьми. Мне кажется, я им не интересна

Так начала сессию одна моя клиентка.

- А тебе интересно слушать других людей?

- Иногда – интересно, но чаще всего – нет. Они говорят о чем-то своем, что мне не близко.

Я уже знакома с историей моей клиентки, потому что работаю с ней около года. Ее история печальна: ее родители никогда не бывали с нею искренними, а только лишь воспитывали ее.

Что значит – воспитывали? Это значит, ни мать, ни отец никогда не были с нею живыми, включенными, радующимися малому.. И сами открыться, открыть свои чувства – тоже не могли. Они всегда были ..."в роли" родителей. Каменными изваяниями, которые говорили и делали «правильные» вещи.

Учителя тоже были "в роли". А что происходит с живым ребенком, когда его окружают только правильные люди, которые всегда играют роль. Которые сами забыли о том, как это - быть собой?

Все верно, ребенок тоже принимает на себя роль – в данном случае, правильного ребенка.

Он угадывает, что от него ждут. Каких правильных ответов ждут? Какого правильного поведения ждут?

И, надо сказать, что у нее это неплохо получалось. Угадывала она очень быстро – что именно от нее хотели. И ей удавалось быть хорошей. Правда, в моменты, когда учителя и родители сердились, ей становилось очень страшно и стыдно. Смертельно страшно. И ужасно стыдно. Не угадала, какой надо быть, не справилась. Плохая девочка.

Как в таких обстоятельствах можно просто жить? Жизнь – это спонтанность, это бесстрашие быть неправильным, и удовольствие быть аутентичным в каждый момент времени.

Именно в таких условиях мы общаемся с другими людьми непринужденно, не задумываясь о том, что и как сказать правильно, и не переживая за то, понравились ли мы кому-то.

Правильность сковывает все тело, и человек как будто "кол проглотил". Он контролирует каждый жест, каждое слово, каждый поворот головы. Он постоянно между молотом и наковальней. Между молотом страха и наковальней стыда.

Как в таком состоянии могут быть интересны другие люди? Они – источник угрозы, потенциального страха и стыда. И напряжения, потому что нужно напряженно следить за правильными словами и движениями.

…. Я спрашиваю, с кем ей удается расслабиться и просто - быть. Оказалось – с теми, кому она доверяет свое несовершенство. С маленькими детьми. С ними можно поговорить, подурачиться, не стараясь быть правильной.

Но как же силен страх отпустить себя с другими, обычными людьми! Как сильны привычные реакции скованности, онемения, испуга, ужаса и стыда!

Это тяжелое наследие человечества. Это - наследие стремления к правильности, совершенству, и … неживому.

Это – наследие отказа от живого и несовершенного. Того, что вызывает желание, интерес к себе, и другим людям, которые так же непринужденно и искренне проживают свою жизнь.

Художник Елена Маркова