Почему ребенок чувствует себя плохим, и что влияет на это ощущение?

Почему ребенок чувствует себя плохим, и что влияет на это ощущение?

«Мама, я плохая! Меня не любят мальчики. Они смеются надо мной».

Мама, услышав такие слова от 7-летней дочери, погружается в вину. Она вспоминает свое влияние, свои внушения, и слова, сказанные дочери, о том, какой надо быть, и какой быть – плохо, неправильно.

Вина погружает ее в переживание своей плохости. Она делает одну попытку убедить дочь, что все с ней в порядке, но дочка ей не верит, и продолжает твердить, что она – плохая. Мать окончательно утопает в вине.

…Совсем недавно мы узнали, что детям нужно осторожно давать обратную связь, избегая оценок «ты хороший - ты плохой». Совсем недавно мы начали рефлексировать, переоценивать влияние взрослых на нас, когда мы сами росли. И мы уже можем оценить масштабы влияния взрослых на подрастающих детей. Они действительно велики.

Однако влияем не только мы.

Влияют другие люди. Влияет среда, атмосфера. И еще ребенок сам не умеет отделять себя от других людей, и обобщает: «Я – плохой, он - плохой»

Ему очень нужны родители, которые ему помогут разобраться в хитросплетениях отношений, которые «развернут» происходящее, назовут чувства, разделят ответственность.

Девочка-младшая школьница говорит матери:

«Мама, я стояла у доски, и делала так (ребенок показывает рожицы). {Теперь я думаю, что} «Это было неуместно».

(Ребенок рефлексирует, и пока не находит объяснения своим действиям, начинает оценивать себя, и оценивает себя как «плохого»)

Тонкий момент, не так ли? Что делать? Ругать? Оправдывать? Родитель растерян.

Просто помогите ребенку осознать себя и свои мотивы! Не давайте оценок, не нападайте, не оправдывайте!

«Ты думала, что это будет смешно»

«Да»

«Но потом ты испугалась, и решила, что это совсем не смешно, потому что идет урок, а на уроке надо учиться»

«Да»

«Так здорово, что ты размышляешь и думаешь о том, что уместно, а что нет!».

Все, вы отразили процессы, и при этом не давали оценок. И сконцентрировались на том, что хорошо, что помогает ребенку, на что он может опираться в будущем.

Еще один эпизод.

«Мама, я так люблю обнимать малыша, а он плачет! Наверное, я плохая, потому что не могу остановиться.»

«Ты хотела обнимать малыша, а он не хотел, чтобы ты его обнимала»

«Да»

«Так бывает. Ты хочешь выразить любовь, а другой человек не хочет принимать твою любовь. Это бывает грустно»

«Да, это грустно».

Вместо оценки вы «предложили» ребенку осознание того, что может происходить в отношениях. Вы назвали чувства, и теперь ребенок может их прожить. Это то, что ему необходимо в подобной ситуации.

… Ребенок обобщает словом «Я – плохой» сложные переживания. Дело не только в вас, не только в том, что вы когда-то давали ему оценку. Он сам не умеет пока различать свои переживания, и не умеет оставаться в ощущении себя-хорошего, если им недовольны, или не принимают помощь.

Художник Елена Маркова