7 дремучих реплик из интервью Александра Петрова (разбор)

7 дремучих реплик из интервью Александра Петрова (разбор)

В разборе я часто буду использовать магию перевертыша. Это когда во фразе актера на место М будем ставить Ж, а на место Ж — М. В условиях гендерного равенства перевертыш бесполезен — как ни верти — реплика будет звучать одинаково. А вот там, где есть гендерные перекосы, перевертыш отлично их подсвечивает.

1. «Мы все живые люди, а слезы всегда — это очищение. Хотя у мужчин такой функции — плакать — не заложено»

Дальше Александр уточняет, что по природе не заложено. И это громкий биологический провал, увы. Разумеется, слезные железы мужчин и женщин работают одинаковым образом. А вот допустимость слез мужчины и прочие эмоциональные вещи — различаются от общества к обществу. Но это не про биологию.

2. «Мне кажется, так [что девочки должны быть нежными и ранимыми] заложено природой, и я считаю, что правильно заложено.»

Еще одно, по мнению Александра, заложенное природой свойство женщин. И, оп, снова холостым. Природа не закладывает нежности и ранимости ни в один пол, хотя бы потому, что ее главная задача — размножить человека. А попробуй размножь нежного и ранимого? Если уж и говорить о женщинах, то те их них, кто родили, стойкие крепкие и просто кремень-люди, доказавшие это хотя бы самим фактом родов. Готовы оспорить? А сами рожали?

3. «Я вот не понимаю, как парень может позволить девушке заплатить в ресторане, даже если они просто друзья.»

Серьезно? В 21 веке? Если это не стеб, а глубинная позиция Александра, то становится жутковато. Вот есть мы — две независимые экономические единицы. Оба платим налоги и живем спокойно. Так почему бы не позволить каждому заплатить за себя, если вы не договорились о другом? Зачем навязчиво финансировать чужой ужин, если в этом нет ни нужды, ни необходимости?

Опять же, если мы по умолчанию считаем, что в мире наступило тотальное гендерное равенство, то давайте делать перевертыш: «не понимаю, как девушка может позволить парню заплатить за себя» — напряглись от смысла? Ага! Верный признак предрассудка.

4. «Может, я старовер, но мне кажется, это [девушка может проявить инициативу, например, первой пригласить на свидание] неправильно.»

Шаг первый — делаем перевертыш — предсказуемо получается чушь.

Шаг второй — смекаем, почему женщинам вменяется безынициативность? Не потому ли, что ей предлагается ничего не решать самостоятельно? Может и нет, но предрассудок махровый.

5. «У нас другой менталитет, западные ценности у нас не приживутся.»

«Другой менталитет» и «западные ценности» — закостенелые формулировки, в которые каждый раз непонятно — что вкладывается-то? Непонятно, какой «запад» имеется в виду, особенно теперь, когда страны ЕС неудержимо завертело вправо и поворачивает к консервативности, а в США сами знаете, чего творится. Ну какие-такие западные ценности?

На мой взгляд, разговоры об особом русском пути допустимы (хотя мне абсолютно не близки), пока в них нет людоедской позиции. Когда в разговорах о «нашем менталитете» свищет ветер домостроя и неуважение к личности, то заверните мне другой менталитет.

6. «Русским женщинам нравится, когда к ним пристают. Многим очень нравятся такие знаки внимания»

Давайте опять сделаем перевертыш и поставим на место женщин мужчин. Погодите хихикать, фантазируя в голове секси-красотку. Нет, это будет женщина не в вашем вкусе, гораздо сильнее вас физически, душно дышащая вам в спину на улице с фразой «эй, красавчик».

Людям не нравится, когда к ним пристают. Мы не любим назойливых продавцов роз на площади у Колизея в Риме, не терпим наглых попрошаек на привокзальной площади и на дух не переносим пристающих к нам мужчин/женщин. Путать «знаки внимания к любимой женщине» с приставаниями — кривая дорожка, ведущая в Мордор.

7. «У нас такая русская женщина, что если она не захочет, то ни один мужик к ней не пристанет.»

Спасибо за веру в русских женщин, но нет, пристают. И нередко слишком агрессивно и настойчиво. При этом ответственность и стыд в случае беды перекладывается на женщину — «сама виновата», «сама спровоцировала», а не на виновника преступления.

Господи, да по одному #янебоюсьсказать если походить, столько историй можно узнать, что навсегда исчезнет вот эта наивная позиция взваливания ответственности на жертву.

Лена Низеенко