Вся правда о школе - между мной и моими детьми

Вся правда о школе - между мной и моими детьми

Младшие дети приходят из школы…. Я рассказываю, что у меня произошло, и что я переживала. Они с интересом слушают. «Ну а у вас как дела?» - спрашиваю. «Что интересного было?» «Ничего. А что может быть в школе интересного? Так, рутина».

…Я чувствую бессилие. И мне очень грустно. Я знаю, о чем они говорят. Много теории, скучная, без творчества и энтузиазма подача знаний. "Не отзывается", "не вовлекает", "не интересует".

Все самое интересное происходит в семье, с друзьями, в своем мире. Не в школе. Интересное – в смысле «живое». Живое – там, где ребенок есть, со своими нуждами, чувствами, любопытством.

Где его спрашивают – Что хочешь? Как относишься к тому, что пойдем туда-то? Как ты это пережил?

Не могу сказать, что в школе этого нет. Но критически мало. Много формального, где обе стороны – ученики и учителя отбывают повинность.

«Мне очень жаль, что вам это приходится переживать»

«А ты – как ходила в школу? Тебе было интересно?»

«Тоже, часто – нет, не было. И все же бывало, что какой-нибудь учитель мог увлечь предметом, или же относился к детям тепло, не формально. Это было очень ценно, благодаря таким людям сохранялось в целом желание ходить в школу. Однако я, будучи ребенком, не могла открыто признаваться в том, что мне совсем не нравится школа. Тогда я считала бы себя плохой. И тогда совсем было бы тяжело выдерживать. Поэтому максимум, что было «можно» - это ненавидеть конкретного учителя и обсуждать его с другими ребятами».

Сын после моего высказывания говорит: «У нас тоже есть теплые учителя… А один очень интересно преподает. Значит, не так все плохо».

……………….

Отношения со школой – это моя «больная» тема. Мне не нравится, как выстроен процесс, не нравится, как выбраны предметы, и содержание. Мне не нравится уклон в теорию, которая не может вдохновить ребенка.

И это зона моего бессилия. Я живу в этой стране, и здесь все устроено именно так.

Я убеждена, что наше образование остается таким, потому что таков запрос народа. Пока нет массового запроса на учет эмоциональных потребностей детей, пока есть страх, что они могут что-то упустить (в действительности, именно сейчас они упускают очень многое – драгоценное время, которое может быть потрачено с куда большей пользой), пока сохраняется инертность, страх изменений – все будет оставаться на своих местах.

И напротив, когда массовая доля запроса от родителей на другое образование – изменится – тогда и начнутся изменения. Власть вынуждена будет подстроиться.

А сейчас… Я могу только признать правду: положение дел неутешительное, школа во многом является каторгой, и остается только опираться на те ресурсы, которые в ней существуют, скорее, как исключение… Учителя, выбирающие быть теплыми и творческими, несмотря на невозможные для этого условия, а в нашей конкретной школе – еще и теплая атмосфера.

Если бы я отрицала их чувства, им было бы еще тяжелей. Тяжело в школе, и поделиться нельзя. Если я признаю подлинное положение дел, помогая найти точки опоры, моя позиция способствует тому, что дети легче переживают такие обстоятельства, которые бессильны изменить даже их родители.

Текст написан в январе 2017 года