(тайна О. Генри)
В 1901 году в Нью-Йорке газеты с рассказами О. Генри распродавались как горячие пирожки. Люди с нетерпением ждали новых историй, а особенно финалов этих историй, ведь самой удивительной чертой таланта писателя была его способность писать рассказы с необычным, точнее неожиданным и порой парадоксальным финалом. Как будто он играл с читателем в поддавки и прятки, давая ему возможность максимально включиться в ход событий, а потом неожиданно огорошивал совершенно невероятной развязкой. Ни портрета автора никто не видел, ни каких-то подробностей о его жизни никто не знал, как будто он нарочно окружил себя флером таинственности. Это еще больше разжигало всеобщий интерес и накаляло ожидание новых рассказов.
Чем же его рассказы так привлекали читающую публику?
Такую способность, говорят, Уильям Сидни Портер, а именно так звучит настоящее имя писателя, получил благодаря своей тетушке, которой был отдан на воспитание после смерти матери. Эвелина Портер держала небольшую частную школу, где большое внимание уделялось изучению литературы и языков. Но дело даже не в этом – она сама провоцировала мальчишку на сочинительство, устраивая ему и его одноклассникам своеобразные соревнования в сочинении рассказов. Например, давала им начало вымышленной истории, и дети должны были придумать ее продолжение. Угадайте, кому удавались самые неожиданные концовки?С тех пор Сидни Портер писал почти непрерывно и обо всем, что его окружало. Его острый взгляд цеплял самые разнообразные людские черточки и, словно увеличительное стекло, показывал настоящую суть человеческой личности. А она, по мнению, Портера, невзирая на все людские пороки и недостатки является светлой и доброй.
Может быть, секрет невероятной притягательности его новелл именно в этом? В том, что он дает читателю возможность поверить в людей, даже самых маленьких и никчемных, жадных и склонных к преступлениям. Поверить, что они добры и прекрасны.
К слову, сам Портер попал в число преступников и даже отсидел пять лет в тюрьме за недостачу, которая была выявлена при проверке в банке, где он работал кассиром. Не потому ли в 1901 году ему так хотелось скрыть свое имя и не показывать никому свое лицо?
Вообще, кем только не приходилось работать юноше, сыну сельского врача, которому с шестнадцати лет пришлось самому зарабатывать средства к существованию. Аптекарем, бухгалтером, чертежником, счетоводом, журналистом, «ковбоем» на ранчо, куда, по приглашению друзей, пришлось переехать после того, как ему поставили диагноз – туберкулез. Сколько разных людских историй он услышал и повидал, работая в разных компаниях и местах, сколько удивительных человеческих типов прошло перед его глазами. Все это впоследствии стало неисчерпаемым источником его вдохновения.
Хотя рассказы он начал писать, наверное, тогда, когда научился держать в руках ручку. Первые его юморески появлялись в разных газетах в городке Остине, куда переехал после продажи друзьями ранчо. В Остине Портер женился на Этол Эстес, девушке, которая поддерживала его литературные опыты и в которую он был страстно влюблен. Так уж вышло, оба они оказались носителями плохой наследственности: и Эстес, и Портер имели родственников, которые умерли от туберкулеза. И сам Портер, хоть и поправился после двухлетнего пребывания на свежем воздухе в обществе коров и ковбоев, однако болезнь его сидела где-то в глубине организма и ждала своего часа. Конечно, родители девушки были против такого родства. Но разве можно запретить любви? Влюбленные тайно обвенчались и стали жить вместе. Вскоре у них родилась дочь Маргарет, а в 1889 году Портер получил свой первый гонорар за публикацию в местной газете.
Позже и другие газеты заинтересовались его опусами, потому что небольшие смешные рассказики на последней странице привлекали внимание читателя больше, чем большие и серьезные статьи первой полосы. Создавалось впечатление, что газету покупают только ради этих смешных историй. Первый успех вдохновил Портера, и он решил издавать собственную газету, чтобы печатать там свои произведения. Он назвал ее «Роллинг Стоун» и стал активно работать над ее наполнением. Большинство сюжетов, тем и героев, впервые возникших на страницах этой газетки, попали впоследствии в непревзойденные новеллы О. Генри.
Любая газета требует вложений, а окупаемость не всегда совпадает с ожиданиями. Издание пришлось закрыть, к тому же ревизия обнаружила недостачу, и Портер вынужден был спешно прикрыть все начинания и пуститься в бега. Он скрывался от полиции в новом Орлеане и Гондурасе, что позднее нашло отражение в его произведениях, где культура и быт обитателей Латинской Америки нарисованы уже рукой настоящего мастера.
Кстати его новелла «Вождь краснокожих» – одна из самых любимых кинематографистами. А в одной из экранизаций в детстве принимала участие сама Мэрилин Монро.
Но сколько бы Сидни Портер не скрывался, будучи невиновным, он не мог совершенно забыть о своей жене и дочери. Узнав о тяжелой болезни Этол, бросился обратно в Остин. И, конечно, был арестован и осужден. Впрочем, ему повезло. В одной из самых суровых тюрем Америки Портер, благодаря своим знаниям в фармацевтике, работал аптекарем и имел возможность жить более вольно, чем остальные осужденные. Именно там он начал писать свои полноценные рассказы, которые вошли в сокровищницу мировой литературы. Именно там родился и знаменитый псевдоним.
Через три года и три месяца его освободили раньше за примерное поведение, и про Сидни Портера все забыли… «Я похороню его. И никто никогда не узнает, что я столовался на каторге в штате Огайо», – писал О. Генри.
Началась история американского писателя О. Генри, его одиночество, вынужденный отказ от публичности и известности (хотя рассказы были приняты публикой с восторгом), вторая женитьба, развод, алкоголь, и снова одиночество и болезнь. Писатель не прожил долгую жизнь. Его слабое здоровье отправило его в могилу в сорок семь лет.