Я ушла из офиса и начала работать из дома несколько лет назад, благо род моей деятельности спокойно позволял это сделать. Сначала все было прекрасно: я наслаждалась свободным графиком, занималась йогой и каждое утро снисходительно поглядывала из окна своей квартиры на пробку из машин, в которых несчастные офисные сотрудники потели, опаздывая на свои работы.
Бедолаги! То ли дело мы, свободные единицы, высокоорганизованные профессиональные личности, фрилансеры, новое поколение трудящихся!..
работать из дома
Однако первый же серьезный проект, который я полностью сделала из дома, оптимизма слегка поубавил: выяснилось, что когда есть работа (много работы), то преимущества пребывания дома становятся очень условными – ты их просто не замечаешь. То время, которое раньше уходило на «потупить в пробке по дороге в офис» теперь съедается ненасытным проектом — ты начинаешь заниматься им сразу после того, как почистишь зубы.
Время для йоги, массажа пяток, перечитывания классиков и всех остальных полезных вещей, которыми ты собиралась заниматься уйдя из офиса, съедается тоже – ты встаешь к станку в 9 утра, и отваливаешься от компьютера за полночь.
Постепенно ты срастаешься с домашними трениками, практически перестаешь использовать косметику (смысл?) и вообще слегка дичаешь – общения с миром, сведенного к скайпу и редким встречам с клиентами, явно недостаточно для поддержания себя в тонусе.
А потом происходит самое страшное: твой дом превращается в офис, рабочее место распространяется на кухонный стол, диван, постель и даже туалет (да, я отдаю себе отчет в том, что работать в туалете — это за гранью, но…). И, наконец, случается кризис: кто-нибудь из твоей семьи случайно выбрасывает очень важный документ (они валяются по всей квартире) или заливает чаем твой жесткий диск со всем архивом (он лежит прямо на кухонном столе, где ты работаешь), ты срываешься и устраиваешь скандал. В конце концов, что за неуважение к твоей работе!..
Ты кричишь и ругаешься, хотя в глубине души понимаешь: черт, в консерватории что-то серьезно не так. Я ушла из офиса чтобы жить лучше, а не хуже, правильно? Я собиралась стать розовощекой, уравновешенной спортивной девушкой, которая просыпается, занимается йогой, делает себе смузи на завтрак, работает в охотку, потом одевается и идет встречаться с подругой. Или на выставку. Или… не важно, вы поняли.
Как же так получилось, что вместо этой нежной дивы фриланса сейчас на моего мужа орет замученная тетка в трениках и с кругами вокруг глаз от постоянного сидения за компьютером? Которая в последний раз была на выставке… эммм… кажется, в прошлом году. С коллегами из офиса.
Муж, поддерживающий мое решение вначале, в какой-то момент поставил жесткий ультиматум: или я разбираюсь с этим месивом, в которое превратилась моя жизнь, или он соберет мои бумаги, компьютер, жесткие диски и сожжет их вместе с ненавистными трениками. И футболками. И его старым свитером, из которого я не вылезала последние полгода.
Представив мужа, совершающего ритуальное сожжение артефактов моей фрилансерской жизни, я сначала громко засмеялась, а потом полностью все изменила. В офис я не вернулась, и до сих пор работаю из дома, идеально все балансировать у меня получается не всегда, но в моей жизни появились правила, которые помогают мне не свихнуться даже в самые напряженные периоды.
Правило 1: работать за рабочим столом
Я выделила себе угол в квартире и организовала себе рабочее место мечты: со стильными органайзерами, маленьким кактусом, винтажной настольной лампой и мотивирующим постером. И еще я купила себе удобный офисный стул. Никакой еды, кроме кофе или чая, на рабочем месте не положено – если хочется перекусить, то поднимаем свою попу, идем на кухню и едим там.
Работать можно только в рабочей зоне, кухня, спальня и гостиная – для жизни, а не для работы. Все документы остаются на рабочем месте, любая попытка расползтись по квартире пресекается на корню.
Правило 2: никогда не работать в пижаме
Каким бы пасмурным не был день, каким бы ленивым не был настрой, перед началом рабочего дня я переодеваюсь в кэжуал – джинсы, рубашки и т. д. Я не навожу супер-марафет и не работаю дома в туфлях на шпильках, но и не позволяю себе оставаться в пижаме. На самом деле этот момент очень здорово дисциплинирует, и помогает психологически настроиться на рабочий лад.
Правило 3: с вечера составлять план на день
Пока я не начала этого делать, мой день всегда представлял из себя мешанину из домашних и рабочих дел: я что-то писала по работе, потом отвлекалась, вспоминала, что мне нужно закинуть вещи в стирку, потом мое внимание привлекал грязный кафель на стене кухни, я начинала его чистить, вслед за кафелем – уборка в кухонном шкафу, и так далее… В результате работа доделывалась глубокой ночью, и на следующий день повторялось все сначала.
Сегодня я каждый вечер пишу себе план из рабочих, личных и домашних дел на следующий день, примерно прикидывая сколько времени понадобится на каждое, и стараясь не напихивать слишком много всего. Это очень полезная практика.
Правило 5: утренняя рутина
Одна из ловушек домашнего офиса – иногда бывает сложно раскачаться и сесть за работу. Пока ты приготовишь себе завтрак, пока прочитаешь все новости, потом еще что-нибудь… а там уже и время обедать. Такое бывает и в офисе, но дома прокрастинацией заниматься намного проще.
Чтобы не отнимать время у самой себя (все те часы, которые я протуплю с утра, мне придется отработать в другое время — вместо йоги, общения с любимым или еще чего-нибудь приятного), я приучила себя следовать рутине, как и все, кто собирается и уходит утром на работу. Я встаю, принимаю душ, завтракаю, переодеваюсь и сажусь за рабочее место плюс-минус в одно и то же время, в районе 10 утра.
Правило 6: каждый день выходить из дома
Когда наваливается работа, то очень легко засесть дома безвылазно на несколько дней. Это очень пагубная практика, ничто так быстро не приводит к социальному одичанию, как несколько дней взаперти. Даже если повода нет, я все равно выхожу из дома: в магазин, в спортзал, встретиться с друзьями или просто прогуляться в соседнем парке (иногда, например, я работаю тимуровцем и выгуливаю собаку пожилой соседки).
И дело не только в том, чтобы выйти на свежий воздух – важно не превращать свой дом в рабочую пещеру.
Правило 7: каждое утро приводить себя в порядок
Причесываться и краситься (хотя бы минимально) — то есть выглядеть так, чтобы в любой момент можно было взять сумку и выйти из дома или принять у себя коллег или гостей. Когда ты работаешь из дома, то соблазн проходить весь день с кривым хвостиком на голове и без всякой косметики очень велик, и это очень скользкая дорожка.
Правило 8: полноценный перерыв на обед
Еще одна проблема с работой из дома заключается в том, что если не ставить рамки, то работа съест все твое личное время. В офисе проще делать паузы на кофе или обед с коллегами, но дома нет внешних факторов, которые помогали бы тебе делать регулярные паузы.
Даже если работы очень много, важно делать перерыв на полноценный обед чтобы отдохнуть, и с новыми силами вернуться на рабочее место.
Правило 9: иногда полезно позвать коллег к себе или поехать поработать вместе с кем-то вне дома
Это разбивает рутину и добавляет общения. Иногда именно совместная работа помогает сдвинуться с мертвой точки, если проект застопорился – нужно уметь менять обстановку.
Правило 10: конец рабочего дня
Это очень важное правило. Если не ставить точку в определенное время, то ты будешь работать круглосуточно, вместо того, чтобы заниматься собой, своей семьей или личной жизнью. Понятно, что иногда бывают форс-мажоры, но важно все-таки максимально приучить себя к тому, что у тебя есть конец рабочего дня, когда ты закрываешь компьютер, встаешь и идешь заниматься нерабочими делами.
До того, как я ушла на фриланс, мне казалось, что работать из дома намного проще, чем в офисе – сама себе хозяйка, не надо тратить время на дорогу, уютно, все под рукой и вообще не жизнь, а сплошной парадиз. Жизнь показала, у работы дома есть свои негативные стороны, к которым нужно быть готовым когда принимаешь решение уйти из офиса.
Впрочем, румяная уравновешенная девушка в зеркале не даст соврать: в моем случае это решение было правильным.