Наш опыт раннего обучения чтению: почему не стоит торопиться

Мы решили начать обучение нашего сына чтению довольно рано — примерно в четыре года. На это решение повлиял личный пример: папа в нашей семье сам освоил чтение в четырехлетнем возрасте, и мы надеялись, что сын сможет повторить этот успех. Однако наши ожидания не оправдались. Ребенок активно сопротивлялся таким занятиям, явно предпочитая им свободную игру и другие, более привычные для его возраста виды деятельности.

Давление системы: прописи без подготовки

Ситуация усложнилась, когда сыну исполнилось пять лет и он пошел в детский сад. Там воспитатель, являющаяся сторонницей идеи раннего развития, ввела для всей группы обязательные занятия по письму. Детям раздали настоящие школьные прописи — те самые, со строчными и прописными буквами, со сложными элементами и закорючками, в которых когда-то писали мы с мужем, будучи уже первоклассниками. Самое парадоксальное в этой истории было то, что сама воспитатель не проводила с детьми предварительных занятий по изучению алфавита и не объясняла, как эти буквы выглядят и пишутся. Создавалось впечатление, что по её замыслу всю базовую подготовку — знакомство с буквами и звуками — должны были обеспечить родители самостоятельно, дома.