Хочу высказать своё мнение о нашумевшей и спорной рекламной кампании сервиса доставки еды Delivery Club. Наверняка вы её уже видели. Какие чувства она у вас вызвала? Вопрос даже не в том, на чьей вы стороне, а в том, как вы оцениваете саму идею: показать, что курьерами в нашей стране работают люди, чьи основные профессии и статусы, казалось бы, далеки от этой работы.
Официальный посыл vs. Восприятие
Создатели ролика заявляют, что их цель — гуманизировать образ курьера. Они хотят показать, что за каждым заказом стоит не безликий разносчик, а личность с уникальной историей, талантами и опытом. Мол, ваш обед может доставить отец многодетного семейства, кадровый военный, заслуженный артист, школьный учитель или, как на фото, известный в прошлом телерепортер Наталья Андреева. Разве не здорово, что пиццу привезёт не студент-подработок, а человек с серьёзным бэкграундом?
Личная позиция: работа есть работа
Лично для меня — нет, не здорово. И дело не в презрении к труду курьера. Мне, как клиенту, в принципе всё равно, кто именно доставит мой заказ. Его доставит человек, чья работа в этот момент — обеспечить доставку. Он честно выполняет свои обязанности и заслуживает уважения и благодарности уже за это.
Я не считаю работу курьера чем-то постыдным. Это обычная, нужная работа. Однако я убеждена, что это в первую очередь временная занятость, часто подходящая для студентов или тех, кто ищет гибкий график. Это не карьерная «профессия» в классическом понимании, и её престиж в обществе, увы, невысок. И если на такую работу вынужден идти дипломированный специалист, потративший годы на образование, это тревожный сигнал о проблемах на рынке труда и в социальной сфере.
Голос общественности: скрытый смысл
Мне гораздо ближе другая интерпретация, звучащая в комментариях к обсуждению этой рекламы. Многие увидели в ней не призыв к уважению, а горькую констатацию факта: «Вы фактически рассказали о том, что у нас народ концы с концами сводит». Реклама невольно обнажает социальную проблему, когда квалифицированные кадры не могут найти применение своим навыкам и вынуждены заниматься низкооплачиваемым трудом. Как иронично заметил один из пользователей, финальным постером должен стать силуэт с надписью: «Завтра наш заказ можешь доставить ты!».
Уважение без ярлыков
Для того чтобы уважать труд курьера (как и любой другой), мне не нужно знать его диплом или прежние заслуги. Эта работа сама по себе достойна уважения. Наша встреча длится секунды, и за это время я ценю его вежливость, пунктуальность и аккуратность. Я изначально исхожу из того, что передо мной человек со своей жизнью и интересами, возможно, очень талантливый. Но на качестве доставки пиццы это не сказывается, если только его главный талант — не в умении идеально ориентироваться в городе (и такое, уверена, бывает).
Взгляд изнутри: интервью Натальи Андреевой
Интервью Натальи Андреевой для «Медузы» лишь усиливает это двоякое впечатление. Сквозь строки явно читается, что работа курьером для неё — вынужденная и нежеланная пауза. Работа на телевидении подорвала здоровье, а мечтает она о другой роли — быть телеведущей, а не развозить заказы. Одна фраза особенно показательна: «Мне так хотелось сказать людям: «Вы вообще знаете, кто я?»... Поэтому хочется, чтобы люди стали добрее и принимали».
Это ключевой момент. Получается, люди должны стать добрее и начать уважать курьеров, только узнав, что среди них есть «бывшие кем-то»? А разве человек не заслуживает базового уважения и вежливости просто по факту своего существования и труда, независимо от прошлых регалий?
Итог: работающая антиреклама?
Я считаю, что работать на любой честной работе не стыдно. Стыдно — не уважать чужой труд. Эта реклама, по моему мнению, не социальная, а антисоциальная. Она не возвышает труд курьера, а невольно подчёркивает его непрестижность, делая акцент на том, «кем курьер был», а не на ценности того, «что курьер делает сейчас».
Как метко заметили в сети, не хватает лишь одного финального кадра: «Ваш заказ доставит маркетолог, создавший эту рекламу Delivery Club». Впрочем, с профессиональной точки зрения маркетологи свою задачу выполнили блестяще — резонанс огромен, о кампании говорят все. С этой точки зрения, реклама более чем эффективна. Но какой ценой?
Автор: Светлана Давыдова
