Всё было готово к торжественному открытию приюта. Сын хозяйки, Освальд, специально вернулся с учёбы, в доме собрались почётные гости. И я оказалась среди них, хотя до сих пор не могу вспомнить, кто именно меня пригласил на этот странный праздник.
С самого начала всё пошло не так. Вернее, всё было не так. Обстановка казалась одновременно радушной и тревожной. Гости общались, лилось шампанское, но в воздухе витало какое-то напряжение, словно за фасадом вежливых улыбок скрывалась глубокая драма.
Хозяйка фру Алвинг, её сын Освальд, воспитанница Регина, её отец — хромой столяр Энгстран, семейный друг пастор Мандерс… И тут я заметила нечто пугающее: каждого из них было двое. Буквально. Они двигались, говорили, существовали в двух экземплярах, но при этом вели себя так, будто ничего необычного не происходит.
Бежать бы из этого дома, куда подальше, но ведь пароход отплывает только вечером…
Какой пароход? Я же в самом центре Москвы, в старинном особняке! И пришла я сюда не на званый ужин, а в театр. Вот только театр этот оказался самым необычным в моей жизни. Здесь нет сцены, нет зрительного зала. Ты не наблюдаешь за историей со стороны — ты становишься её частью, переносишься в XIX век и оказываешься гостем в доме, где на следующий день должен открыться приют для сирот.
Но что за странная игра с двойниками? Одна из фру Алвинг точно не в себе — она сидит в углу, жжёт какие-то бумаги и бормочет об оковах, от которых скоро освободится. Утверждает, что её сын спит в детской. Но Освальд-художник не спит, он пишет картины, и он тоже раздвоился. Никто из обитателей дома не обращает на это внимания. Может, и я уже раздвоилась, и вторая «я» бродит где-то по особняку отдельно от меня? Какая она — добрая или злая? И какая в итоге я?
Пора раскрыть карты. Всё это происходило на иммерсивном спектакле «Отражения», который идёт в историческом особняке в Москве.
Что такое иммерсивный театр?
Иммерсивный спектакль (от английского immersive — «создающий эффект погружения») — это формат, где стирается грань между сценой и залом. Зрители становятся полноправными участниками действия. Они находятся в одном пространстве с актёрами, могут свободно перемещаться, трогать предметы, вступать в диалог и влиять на ход событий. Никакой условной «четвёртой стены» здесь нет.
В этом случае действие разворачивается в реальных интерьерах XIX века, которые можно и нужно изучать: рассматривать детали, фотографировать, ощущая полное погружение в эпоху. Организаторы не боятся спойлеров, потому что увидеть всё за один раз физически невозможно. Сюжетные линии развиваются одновременно в разных комнатах, а финал может быть одним из десяти возможных, и он зависит в том числе от решений зрителей.
В одной комнате могут обсуждать семейные тайны, в другой — гадать на картах, в третьей — вести жаркий спор. Как в настоящей жизни. Зрителям не только разрешено, но и рекомендуется обмениваться услышанным, чтобы сложить мозаику истории. Можно задавать вопросы актёрам, и они, оставаясь в образе, будут отвечать. Правда, будут ли это правдивые ответы — большой вопрос, ведь перед вами мистический детектив.
А что же приют? В конце концов его сожгли. Кто поджёг? У меня есть одна догадка, но я не буду её раскрывать. Пусть это останется загадкой для будущих зрителей.
Спектакль создан по мотивам знаменитой пьесы Генрика Ибсена «Привидения», но это не классическая постановка, а её современная, многогранная и загадочная интерпретация.
Впечатления и рекомендации
1. Понравилось ли? Безоговорочно! Это уникальный опыт, сравнимый с погружением в захватывающую компьютерную игру или интерактивный фильм, где ты — главный герой. Только всё происходит по-настоящему. Ты можешь выпить шампанского, взять фрукт со стола, попросить Регину принести стакан воды и заодно расспросить её о жизни в этом доме. Сначала царит полная неразбериха, но постепенно, как пазл, складывается общая картина. Музыкальное сопровождение не просто звучит фоном — оно живое и органично вплетается в действие, усиливая ощущение реальности происходящего.
2. Рекомендую ли? Однозначно, хотя бы один раз. Это нужно пережить самому. Здесь ты не просто зритель, ты — соавтор спектакля. Ты можешь почувствовать себя актёром, исследователем, детективом. Это яркое подтверждение того, что вся жизнь — театр.
Отдельного внимания заслуживает и сам особняк — памятник архитектуры с сохранившейся атмосферой прошлого. И улица, на которой он расположена. Напротив, например, находится интересный старинный завод. Советую приехать пораньше, чтобы неспешно прогуляться по округе и настроиться на нужный лад.
Жаль, что в одной статье не передать все впечатления и не показать все фотографии. Пусть это станет дополнительным поводом увидеть спектакль своими глазами.
А вы бывали на иммерсивных спектаклях? Хотели бы попробовать? Какие театральные постановки запомнились вам в последнее время? Делитесь в комментариях!
Если статья была интересна, ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые рассказы о необычных местах. Я регулярно делюсь своими путешествиями и открытиями.
Вся жизнь — театр, и в иммерсивном спектакле это ощущается как нигде больше.
Автор: Светлана Давыдова
