Погружение в мистику: как иммерсивный спектакль «Отражения» по Ибсену стирает границы между зрителем и сценой

Все было готово к торжественному открытию приюта Дома Алвинга. Сын хозяйки, Освальд, вернулся из-за границы, собрались почетные гости, и атмосфера, казалось бы, должна была быть праздничной. Я оказалась среди приглашенных на этот странный вечер, хотя до сих пор не вполне понимаю, как и почему получила приглашение.

Но это уже не имело значения, потому что с самого начала все пошло не так. Вернее, все было «не так» с первой минуты. Внешне — радушные встречи, шампанское, светские беседы. Но ощущение было тревожным, сюрреалистичным.

Хозяйка фру Алвинг, ее сын Освальд, воспитанница Регина, ее отец — хромой столяр Энгстран, семейный друг пастор Мандерс… И тут я заметила нечто пугающее: каждого из них было двое. Две фру Алвинг, два Освальда, две Регины. Они двигались, разговаривали, но совершенно не замечали своих двойников. Это было похоже на коллективное безумие или на то, что в доме поселились призраки, отражающие живых.

Бежать бы из этого дома, куда подальше, но ведь пароход отплывает только вечером…

Эти мысли нахлынули внезапно, но я тут же очнулась: какой пароход? Я в самом центре Москвы, в красивом старинном особняке. Я пришла в театр. Но театр этот был необычным — здесь не было ни сцены, ни зрительного зала в привычном понимании. Я физически перенеслась в XIX век, в канун открытия приюта, став не просто наблюдателем, а гостем в доме Алвингов.

Загадка двойников не давала покоя. Одна из фру Алвинг явно была не в себе — она сидела в углу, жгла бумаги, бормоча что-то об «оковах» и скором освобождении. Она утверждала, что ее сын спит в детской, но оба Освальда были на ногах и занимались живописью.

Никто не реагировал на эту раздвоенность реальности. Возникла пугающая мысль: а может, и у меня уже есть двойник, который бродит по особняку отдельно от меня? И какой он — добрый или злой? А какой тогда я сама?

На самом деле, я была на иммерсивном спектакле «Отражения». Иммерсивный театр — это формат, где стирается грань между сценой и залом. Зрители (от английского immersive — «погружение») становятся полноправными участниками действия. Они находятся в одном пространстве с актерами, могут свободно перемещаться, трогать предметы, взаимодействовать с персонажами. Классической сцены и зала здесь действительно нет.

Правила игры в иммерсивном театре

Действие разворачивается в настоящих залах старинного особняка с интерьерами XIX века. Здесь разрешено (и даже поощряется) все: трогать вещи, фотографировать, снимать видео. Почему нет опасений насчет спойлеров? Потому что раскрыть все тайны за один раз практически невозможно. Говорят, чтобы увидеть все сюжетные линии и детали, нужно посетить спектакль несколько раз. Сюжет динамичен, события происходят одновременно в разных комнатах, и существует около десяти различных финалов, на которые могут повлиять сами зрители.

Ох уж этот пристальный взгляд... Он постоянно напоминает, что ты — часть этой истории.

Увидеть все за один вечер — задача невыполнимая. В одной комнате могут вспыхивать семейные ссоры, в другой — раскрываться старые тайны, в третьей — происходить мистические ритуалы. Как и в реальной жизни, все происходит параллельно. Зрителям не только не запрещено, но и рекомендуется обмениваться информацией, собранной в разных уголках особняка. Именно от их решений и собранных «улик» зависит развязка.

Можно напрямую задавать вопросы актерам, не выходящим из образа. Они ответят, но будут ли это правдивые ответы? Ведь это мистический детектив, созданный по мотивам пьесы Генрика Ибсена «Привидения».

А что же с приютом? В итоге он сгорел. Кто его поджег? У меня есть свои догадки, но… Это тайна, которую каждый раскрывает для себя сам.

Впечатления и выводы

1. Понравилось ли? Безусловно, да! Это уникальный опыт, сравнимый с погружением в компьютерную игру, интерактивное кино или захватывающую книгу. Только вместо экрана или страниц — реальные пространства, запахи, тактильные ощущения. Можно выпить шампанское, взять фрукт из вазы, попросить Регину принести воды и расспросить ее о жизни в доме. Сначала царит полная неразбериха, но постепенно, как пазл, складывается история. Органично вплетенная живая музыка завершает эффект полного переноса в прошлое.

2. Рекомендую ли? Однозначно, хотя бы один раз. Это нужно пережить лично. Здесь ты можешь почувствовать себя актером, детективом, гостем или даже призраком. Это яркое подтверждение того, что «весь мир — театр».

Отдельного внимания заслуживает сам особняк — памятник архитектуры с потрясающей атмосферой.

И улица, на которой он расположен, полна контрастов — например, прямо напротив стоит старинный завод. Можно приехать заранее, чтобы погулять и настроиться на нужный лад.

Жаль, что в одну статью не поместить все фотографии, но пусть это станет дополнительным стимулом увидеть все своими глазами.

А вы бывали на иммерсивных спектаклях? Хотели бы попробовать? Какие театральные постановки запомнились вам в последнее время?

Если статья была интересна, ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые рассказы о необычных местах. Я регулярно делюсь своими впечатлениями от путешествий и культурных событий.

Здесь я рассказываю о себе и своем канале (с рубрикатором, который все еще в процессе).

Вся жизнь — театр, а в иммерсивном театре это ощущается особенно остро!

Автор: Светлана Давыдова