Дизартрия представляет собой нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. В отличие от других дефектов произношения, при дизартрии страдает не изолированное звукопроизношение, а вся звуковая сторона речи в целом, что является её ключевым отличительным признаком.
Основные проявления дизартрии
У детей с данным диагнозом наблюдается ограниченная подвижность мышц речевого аппарата и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, "смазанным" произношением звуков. Голос часто бывает тихим, слабым или, наоборот, резким. Отмечаются нарушения ритма дыхания, а темп речи может быть либо слишком медленным, либо ускоренным, с потерей плавности.
Причины возникновения
К развитию дизартрии могут привести различные неблагоприятные факторы. Среди них: внутриутробные воздействия во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы, патологии плаценты), осложненные роды (затяжные или стремительные), которые способны вызвать кровоизлияние в мозг младенца, а также перенесенные в раннем детстве заболевания головного мозга и его оболочек.
Степени тяжести и образовательные маршруты
Дизартрия может проявляться в легкой или тяжелой форме. Тяжелая форма часто является частью клинической картины детского церебрального паралича и требует комплексной медицинской и логопедической помощи в специализированных учреждениях. Это могут быть детские сады и школы для детей с тяжелыми нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата. Также эффективной мерой является обращение в детский психолого-логопедический центр, где проблеме уделят профессиональное внимание.
Дети с легкой степенью дизартрии (стертая форма, дизартрический компонент) могут обучаться в общеобразовательных школах. У них наблюдаются незначительные нарушения движений артикуляционных органов, общей и мелкой моторики. Их речь может быть недостаточно четкой, но, как правило, остается понятной для окружающих.
Особенности быта и развития детей с легкой дизартрией
Такие дети внешне могут мало отличаться от сверстников, но у них есть специфические трудности. Они часто отказываются от твердой пищи (мяса, моркови, хлебных корок, твердых яблок), так как им сложно жевать. Важно не идти на поводу и не переводить ребенка исключительно на мягкую пищу, так как это задерживает развитие артикуляционного аппарата. Необходимо постепенно приучать его к тщательному пережевыванию.
Трудности возникают и при освоении культурно-гигиенических навыков, требующих точных движений. Например, полоскание рта затруднено из-за слабости мышц щек и языка. Эффективными подготовительными упражнениями являются: надувание щек с удержанием воздуха, перекатывание воздуха от одной щеки к другой, втягивание щек. После их освоения можно переходить к обучению полосканию.
Развитие мелкой моторики и самообслуживания
Дети с дизартрией часто избегают действий, связанных с мелкой моторикой: застегивание пуговиц, шнуровка обуви, засучивание рукавов. Здесь не помогут простые указания — требуется последовательное развитие навыков через специальные упражнения. Обучение застегиванию стоит начинать с крупных пуговиц на кукольной или снятой одежде, физически помогая рукам ребенка, а не просто демонстрируя действие. Затем можно переходить к пуговицам на одежде, которая надета.
Для обучения шнуровке можно использовать тренажеры из плотного картона с отверстиями по краям, через которые ребенок продевает шнурок, "обметывая" фигуру. Повысить мотивацию поможет создание из такой фигуры подарка-игрушки. После отработки на тренажере переходят к шнуровке снятой обуви, а затем и обуви на ноге.
Трудности в творческой и физической деятельности
В изобразительной деятельности возникают проблемы с удержанием карандаша, регулировкой силы нажима, использованием ножниц. Эффективен метод "рука в руке", когда взрослый вкладывает пальцы ребенка в кольца ножниц и вместе с ним выполняет движения. Развитие мелкой моторики напрямую способствует воспитанию умения регулировать силу и точность движений.
Физические и танцевальные упражнения также даются с трудом. Дети могут быть неуклюжи, им сложно соотносить движения с музыкой, удерживать равновесие (например, стоя на одной ноге), прыгать на одной ноге. Обучение прыжкам можно начинать с поддержки за талию или за обе руки.
Комплексный подход к коррекции
Дети с дизартрией нуждаются в дополнительных индивидуальных занятиях как в специализированных учреждениях, так и дома. Коррекционная работа ведется по нескольким направлениям: развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; исправление звукопроизношения; формирование ритмико-мелодической стороны речи; совершенствование дикции. В ряде случаев необходим индивидуальный логопед, который подберет методы, адекватные конкретным нарушениям ребенка.
Выработка прочных навыков требует длительной, систематической работы с использованием разнообразных методик. Наилучшие результаты достигаются при совместной работе логопеда, родителей, а также при консультативной поддержке специалиста по лечебной физкультуре и врача-психоневролога.
