Органическое поражение центральной нервной системы влечет за собой дизартрию, то есть нарушение речи с её произносительной стороны. Причем страдает вся эта сторона речи, а не произношение отдельных звуков, что и является главным признаком, отличающим дизартрию от других нарушений произношения.
Дети с таким заболеванием страдают ограниченной подвижностью мускулатуры речевой и мимической. Речь ребенка-дизартрика имеет смазанное, нечеткое произношение звуков; тихий и слабый голос, но иногда и резкий; наблюдается нарушение дыхательного ритма; по темпу речь может быть замедленной или ускоренной, с нарушением плавности.
Причины появления дизартрии могут быть во внутриутробном воздействии во время беременности вирусных инфекций, токсикозов, патологии плаценты, а также при затяжных или стремительных родах, которые вызывают кровоизлияние в мозг ребенка, или же в раннем детстве заболеваниями мозга и его оболочек.
У дизартрии может быть как легкая, так и тяжелая форма. Последняя является компонентом детского церебрального паралича и вынуждает обращаться за комплексной врачебной и логопедической помощью в специальные учреждения. Это детсады и школы для детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи, а также опорно-двигательного аппарата. Разумным также будет обращение за квалифицированной помощью в детский психологический логопедический центр, где обязательно уделят должное внимание существующей проблеме и её решению.
Для детей с легкой степенью дизартрии ( со стертой формой, с дизартрическим компонентом) доступны школы общего типа, поскольку она проявляется в легком нарушении движений артикуляционных органов, в общей и мелкой моторике, а также в нечеткой, но для всех понятной речи.
Детки с легкой дизартрией почти не обращают на себя внимание и особенно не выделяются в среде сверстников. Однако они плохо едят и нечетко говорят; не любят мясо, морковь, хлебные корочки, твердое яблоко, потому что им трудно жевать. Если давать малышу только мягкую пищу, то это будет способствовать задержке у малыша развития необходимых движений аппарата артикуляции. Следует практиковать постепенное приучивание ребенка к хорошему, тщательному пережевыванию твердой пищи.
Культурно-гигиенические навыки таким детям даются труднее, поскольку требуют точности движений различных мышечных групп. Возникают трудности с полосканием рта, поскольку мешает слаборазвитость мышц щек и языка. Вода выливается ребенком обратно, либо сразу же проглатывается. Нужно учить его надуванию щек, удерживая воздух, затем перекачивать его от одной щеки к другой, а еще втягивать щеки при сомкнутых губах и при открытом рте. После таких упражнений уже можно переходить к приучению полоскания рта водой.
Детям с этим недугом не нравится самим застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, рукава засучивать. Просто приказания здесь не помогут, нужно постепенное развитие мелкой моторики рук с использованием специальных упражнений. Иногда может помочь прием нейропсихолога, если не удается преодолеть барьер нежелания. Он подскажет, как учить застегиванию сначала крупных пуговиц, а затем мелких, причем помогая руками ребенка делать это, а не просто показывая. Тренировать можно на кукольной одежде, на снятом платье, на своем пальто. После такой тренировки дитя сможет застегивать пуговицы на надетой на себя одежде. Для обучения шнуровке обуви можно использовать фигуры разной формы, вырезанные из плотного картона. На односантиметровом расстоянии друг от друга делаются дырочки по краям фигуры. Ребенку нужно последовательно пройти длинным шнурком, имеющим металлический кончик, по всем дырочкам через край фигуры, как бы обметывая её. Можно в серединку фигуры наклеить картинку и сказать, что из этого получится игрушка, которую можно кому-то подарить. Такое условие повысит интерес малыша к упражнениям. После этих упражнений можно приступать к шнуровке снятых ботинок, переходя затем к ботинкам на его ногах.
Испытываются затруднения детьми с дизартрией и в изобразительных занятиях. Для них трудно правильно держать карандаш, регулировать силу нажима на него или на кисточку, пользоваться ножницами. Для быстрого и полноценного обучения надо вложить его пальцы со своими вместе в кольца ножниц и вместе отработать все необходимые движения. Развитием мелкой моторики рук воспитывается умение регулирования ребенком своей силы и точности собственных движений.
Этим детям трудно выполнять физические и танцевальные упражнения, они не могут соотносить свои движения и жесты с началом и концом музыкальной фразы, с ударным тактом. Они неуклюжи, с трудом удерживают равновесие, стоя на одной ноге, а вот прыгать на левой или правой ноге часто вобще не умеют. Для обучения прыжкам можно поддерживать ребенка сначала за талию, затем за обе руки спереди, пока он не научится это делать самостоятельно.
Дети с нарушениями моторики нуждаются в дополнительных индивидуальных занятиях как дома, так и в специальных учреждениях. Для обучения используются разные направления: по развитию общей, мелкой и артикулярной моторики, по исправлению произношения звуков, по формированию ритмики и мелодичности речи, по совершенствованию дикции. Иногда нужен для занятий индивидуальный логопед, подбирающий подход к конкретному ребенку и исправлению его определенных нарушений в этом направлении.
Для вырабатывания прочных навыков требуются долговременные занятия с использованием разнообразных приемов и форм обучения. Проведение работы совместно с логопедом и с наличием консультаций специалиста по лечебной физкультуре, а также врача-психоневролога поможет быстрейшему достижению должных результатов.