Рубрика "История" ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ Греция даровала нам культ тела, красоты, выраженной в оптимальной пропорциональности и движении. И, если в архаический и классический период пол не выделялся, позднее красота пола, сообразно с патриархальным укладом общества, связывалась больше с мужским телом. Именно мужчина являлся воплощением плодовитости. Что, кстати, проявлялось во всеобщем культе фаллоса как основного символа плодородия. В эротическом искусстве переплетались как фаллический культ, так и просто изображения любовных утех — гетеро-гомосексуальных и т. д. В мифологии проявляется отношение греков к сексу: любовь богов связывалась с красотой, наслаждением, плодородием. Там же, в греческих мифах, мы найдем прототипы многих психологических конфликтов человека, связанных с сексуальной стороной жизни — истории Эдипа, Электры, Нарцисса и т. д. Положение женщины в Греции было не столь свободным, как в Риме. У гречанок не было прав в браке, уклад замужней жизни был строго расписан, и устраивать оргии в банях, подобно римлянкам, они вряд ли могли бы. Зато мужчина владел всем — собственностью, женщинами, временем и правами. В связи ли с пресыщенностью мужчин покорными женщинами, философскими моделями или поклонением мужской красоте, но в Греции были распространены гомосексуальные связи. Гомосексуализм рассматривался не как извращенное влечение, а часть природы. Так, в одном из мифов, рассказанных Сократом, «душа некогда вступила в тело философа, но по пути на землю потеряла крылья, но они начинают отрастать при виде красивого мальчика». Однако связь между двумя взрослыми партнерами осмеивалась. Скорее, речь шла о том, что молодые юноши могут быть желанны и женщинами, и мужчинами. Наиболее распространены были связи взрослых мужчин с молодыми юношами, в определенных прослойках — взрослый мужчина был наставником младшего, развивал его чувственность, восприимчивость к красоте и т. д. По сути — помогал войти в жизнь и стать мужчиной (в «греческом понимании» этого слова). Такая любовь давала результаты не только в мирной жизни, но и на войне. Именно из мужских пар состоял знаменитый священный отряд из города Фивы, прославившийся своей доблестью. Подобные пары также назывались тираноубийцами, так как зачастую они были первыми, кто восставал против деспотов. В некоторых греческих обществах (Спарта, Фивы, Крит) подобные связи были практически узаконены обществом. Так, например, в Спарте каждый подросток был обязан иметь наставника, отвечавшего за его воспитание. В других обществах к подобным отношениям относились противоречиво — хотя бы по причине подобного римскому отношения к пассивной позиции, недостойной свободного гражданина. Однако в отношении несвободных и рабов такой проблемы не существовало — наравне с женской существовала мужская проституция и публичные дома. Греческая проституция была иерархичной, «царицами» были гетеры («гетера» по-гречески — «спутница радости»). Красивые, изысканные, образованные, отказавшиеся от уз брака и потому единственно свободные женщины греческого общества, гетеры не только не порицались, а воспевались писателями и философами. К различным формам сексуального самовыражения Греция относилась строже, чем Рим. В различные периоды были изданы законы против инцеста, внебрачного сожительства, измен и т. д. Но в целом ничто не мешало грекам свободно отдаваться любви — оральный секс считался лаской, мастурбация воспринималась абсолютно нормально и являлась повседневной частью жизни, некой отдушиной. «Обслуживать себя рукой, как Ганимед», «петь свадебную песнь рукой», «жениться без жены» и «сражаться рукой с Афродитой» могли как мужчины, так и женщины. Позже, с приходом римской, а затем и христианской моралей, отношение к мастурбации и ко многим другим формам сексуальной жизни, разумеется, изменилось.