Пары противоположностей: садизм - мазохизм, эксгибиционизм - вуайеризм (Фрейд, Делез)

Жан-Жак Эннер "Мария Магдалина в гроте"

В 1915 году З. Фрейд в работе «Влечения и их судьба» рассмотрел вопрос «превращения влечений в противоположное» на примере парных понятий:

  • садизм и мазохизм,
  • вуайеризм и эксгибиционизм.

Фрейд пишет, что сущность процесса превращения составляет перемена объекта при неизменности цели. Садизм и вуайеризм представляются активными в том смысле, что их целью является совершение действия с внешним объектом (мучить и разглядывать соответственно), а мазохизм и эксгибиционизм - пассивными, то есть сохраняется желание тех же действий, но обращенных против собственного “Я”.

Сади́зм (назван по имени описавшего его Маркиза де Сада) в широком смысле — склонность к насилию, получение удовольствия от унижения и мучения других.

В первой паре Фрейд утверждает примат садизма: для него он первичен, хоть и с оговоркой на то, что на начальной стадии садизм проявляет себя в виде такого насилия, при котором причинение боли еще не является намеренной целью. В какой-то момент опыт переживания боли может совпасть с моментом получения удовольствия. Наслаждение позволяет мириться с ощущением боли, и таким образом формируется устойчивая связка боль-наслаждение. Теперь “ощущение боли стало мазохистической целью”. После дело остается за проекцией: садист, “отождествляя себя со страдающим объектом”, получает удовольствие от причинения боли. Но такой садизм вторичен по отношению к мазохизму, однако сам мазохим обязан своим появлением также садизму, только боль в нем еще не сексуализирована, а является лишь “специальным действием”.

Марки́з де Сад (1740 — 1814) — французский аристократ, политик, писатель и философ. Был проповедником идеи абсолютной свободы, которая не была бы ограничена ни нравственностью, ни религией, ни правом. Основной ценностью жизни считал утоление стремлений личности.

Этот процесс развития влечения Фрейд сравнивает с извержением лавы. Каждый толчок влияет на последующий, определяя его путь. В то же время противоположные течения сосуществуют вместе, из чего вытекает амбивалентность влечения. “Несомненно, садизм и мазохизм, подобно всякому психическому образованию, каждый в отдельности представляет собой определенное сочетание обеих групп влечений” - пишет философ Жиль Делез. “Но от одного сочетания к другому так просто не “перейти”. Неужели не верно утверждение Фрейда, о том, что “первоначального мазохизма, не развившегося описанным путём из садизма, по-видимому, не бывает”?

Скандально известный роман австрийского писателя Леопольда фон Захер-Мазоха (1836-1895) "Венера в мехах" знаменит не столько своими литературными достоинствами, сколько именем автора, от которого получила свое название сексопатологическая практика мазохизма.

В своем поиске сущности мазохизма и садима (“Представление Захер-мазоха”) Жиль Делез учитывает психоаналитический взгляд на эти понятия. Однако по его мнению “мазохизм не может определяться просто как обращенный против Я садизм”. На это есть несколько причин. “Обращение неизбежно сопровождается известной десекуализацией либидозной агрессивности”.

Обратите внимание: Зайти в садомазохизм - быть битым (или нет).

Примером этому служит образование Сверх-Я, когда победа над Эдипом предполагает десексуализацию этого комплекса. В таком случае возможно представить только “какое-то Сверх-Я, по-садистки обращающееся с Я, но это вовсе не предполагает мазохизма со стороны самого Я”. Для мазохизма необходима реактивация Эдипа, “ресексуализация совести”. Мазохизм определяется желанием быть наказанным, и это наказание освобождает от вины, что открывает возможность сексуального удовольствия. Следовательно, мазохизм не обращение, но, скорее, ресексуализация обращенного. И это не единственное замечание, которое есть у философа к Фрейду.

Жиль Делёз — французский философ, представитель континентальной философии, иногда относимый к постструктурализму.

Вышеописанный ход обращения влечения содержит “промежуточный мазохисткий опыт”. Он формируется из обращения агрессивности или первичного садизма при условии сформированной связи между удовольствием и болью. Однако именно эта связка и вызывает вопрос: не является ли она свидетельством “о какой-то специфической мазохисткой бездне”? Каким же образом наступает сексуальное удовольствие, связанное с физической болью от наказания? Фрейд объясняет это тем, что “ощущения боли, как и всякие другие неприятные ощущения, передаются половому возбуждению”. “Но подобная гипотеза признает существование какой-то несводимой мазохисткой основы”.

И последнее замечание Делеза: “ресексуализация неотделима о проекции (и, наоборот, возвратность свидетельствует о каком-то садистком, остающемся десексуализированным Сверх-Я)”. По всем этим причинам мазохизм как обращенный садизм представляется недостаточным утверждением. “Чистая стихия мазохизма” отстаивает свое право на существование.

Мазохи́зм — склонность получать удовольствие, испытывая унижения, насилие или мучения. Может быть чертой характера или девиацией в поведении.

Другая пара противоположных влечений: эксгибиционизм и вуайеризм. Как и в предыдущем случае можно установить те же ступени развития: разглядывание другого - разглядывание собственного тела - сосуществование активной и пассивной формы. Однако в отличие от садизма появляется возможность выделить еще одну более раннюю ступень. “Влечение к подглядыванию в начале своего появления аутоэротично”, его объект - собственное тело. Эта предварительная ступень относится к проявлениям нарциссизма, порвав с которым, влечение сможет обратиться в свою активную сторону.

Вуайеризм в большинстве случаев связан с тайным наблюдением за другим человеком.

В случае превращения садизма в мазохизм, как и эксгибиционизма в вуайеризм, происходит обратное - возврат к нарциссическому объекту, когда “субъект заменяется другим посторонним “Я” посредством идентификации”. Таким образом, оборот к собственному “Я” и превращение влечения из активного в пассивное “носит на себе печать” нарциссической фазы развития.

Меня зовут Дарья, я - автор этой статьи, психиатр, психолог, психотерапевт.

В своей практике применяю психодинамический подход, знания и навыки клинической психиатрии, когнитивных нейронаук. Помогу тем, кто хочет лучше понять себя; испытывает смутную тревогу, апатию и чувство одиночества; ощущает проблему с самоидентификацией, проблемы с достижением целей. Буду рада вам помочь: https://www.b17.ru/daryadudinaa/

Ссылка на публикацию: https://www.b17.ru/article/delez_freid/?prt=psycho

#фрейд

#делез

#психоанализ

#сексология

#сексуальные девиации

#садизм

#мазохизм

#психология

#философия

#маркиз де сад

Больше интересных статей здесь: Секс.

Источник статьи: Пары противоположностей: садизм - мазохизм, эксгибиционизм - вуайеризм (Фрейд, Делез).