Куда исчезли живые лица? Размышления о современном кинематографе на фоне «Гардемаринов»

Недавно я узнала о существовании идеи снять продолжение легендарного фильма «Гардемарины». По задумке, герои прошлого и их дети — которые, как это часто бывает в наше время, оказывались бы отпрысками олигархов и медийных персон — должны были помогать Суворову в его исторических победах над турками.

Почему проект не состоялся

Этому замыслу не суждено было сбыться: краудфандинговая кампания не собрала необходимых средств. И, признаюсь, я этому даже рада. Моя любовь к оригинальным «Гардемаринам» слишком велика. Это фильм о прекрасных, смелых и харизматичных молодых людях, чьи судьбы тесно переплетены с важнейшими событиями их эпохи.

Проблема «вечных» образов

В Голливуде, эксплуатируя удачную франшизу, хотя бы меняют актёров, предлагая зрителю свежую интерпретацию героя и новый романтический сюжет. В нашем же кинематографе и шоу-бизнесе часто царит монополия на образ. Пока «местный Джеймс Бонд» жив, его не заменят, заставляя вновь и вновь выходить на экран, постепенно разрушая былые идеалы своим уставшим видом.

Есть вещи, которые не должны стареть, и «Гардемарины», безусловно, из их числа. Эта новость заставила меня пересмотреть фильм — и взглянуть на него глазами сегодняшнего дня.

Взгляд из настоящего: шок от красоты и индивидуальности

Первое, что поразило, — это лица. Какие же они разные, выразительные, одухотворённые! Красивые, смелые, с яркой индивидуальностью, породистые и, что главное, — живые! В них читается характер, история, внутренний свет.

Главный вопрос: куда всё пропало?

И вот возникает мучительный вопрос: куда же подевалась эта естественная, «цепляющая» красота и индивидуальность? Почему сегодня на экранах так мало лиц, которые хочется разглядывать, в которые хочется верить?

Ответ, как это часто бывает, лежит в плоскости экономики. Если какой-то «товар» исчезает с прилавка, значит, на него нет спроса. И наоборот: обилие однотипных образов говорит лишь о том, что именно на них существует устойчивый запрос. Законы рынка безжалостны, но в своей прямолинейности — справедливы. Мы получаем то, что выбираем сами, своим вниманием и своими деньгами.

Пересмотр «Гардемаринов» стал не просто ностальгическим путешествием, а поводом для серьёзной рефлексии о том, какие лица и истории мы, как зрители, хотим видеть сегодня и что в итоге формирует наш визуальный и культурный ландшафт.