Исследование, проведенное учеными из Лондонского университета Goldsmiths, поставило под сомнение привычные представления о ценности ума. Матерей попросили выбрать для своих детей самые желаемые качества из списка, включавшего интеллект, экстраверсию, добросовестность, доброжелательность, невротизм и открытость новому опыту.
Что важнее для счастья?
Результаты оказались показательными: более половины опрошенных матерей в качестве главных качеств выбрали экстраверсию и развитые коммуникативные навыки. Интеллект же оказался в приоритете лишь у 10% респондентов. Это заставляет задуматься: не переоцениваем ли мы роль высокого IQ в повседневной жизни обычного человека? Безусловно, выдающийся ум, подобный уму гениев, открывает путь в науку и к великим открытиям. Однако насколько необходимо развивать интеллект выше среднего уровня для достижения личного благополучия?
Ключевой вопрос, который встает за этим выбором: что в конечном счете важнее — быть счастливым или быть умным? И как часто эти два состояния совпадают в одном человеке? Родители, участвовавшие в опросе, руководствовались именно логикой счастья, задаваясь вопросом: «Какая из этих черт с наибольшей вероятностью сделает моего ребенка счастливым?»
Экстраверсия против интеллекта
В таком контексте предпочтение экстраверсии и коммуникабельности перед высоким интеллектом выглядит вполне логичным. Открытый, общительный характер и широкий круг друзей, по всей видимости, являются более надежными гарантами счастливой жизни, чем острый аналитический ум, который зачастую ведет к чрезмерному самоанализу и изоляции.
Жизненные наблюдения подтверждают, что люди с поразительно высоким интеллектом далеко не всегда счастливы и часто склонны к интроверсии. Частично это можно объяснить тем, что гению может быть невероятно скучно и одиноко в окружении людей со средними способностями, что создает барьер для взаимопонимания и простых человеческих радостей.
Опыт людей с высоким IQ
На популярном сайте Quora был задан вопрос о том, каково это — обладать высоким интеллектом. Ответы пользователей во многом подтвердили гипотезу о его переоцененности в контексте повседневного благополучия.
Один из респондентов поделился: «Признаю, что мой IQ изолировал меня в школе. Я был слишком умен, чтобы вписаться в компанию «популярных» ребят. Но я также был и менее ленивым, чем мои интеллектуально одаренные сверстники, так что и с ними общего языка не нашел. В итоге я чаще всего оставался с теми, кому я был по-настоящему неинтересен…»
Другой пользователь описал внутренние противоречия: «Моё состояние колебалось от чувства самодовольного превосходства до полного отчуждения, перемежаясь приступами скуки и разочарования. Моя карьера сложилась довольно заурядно. Мне за сорок, я был умнее всех своих руководителей, но так и остался наемным работником. Со временем я понял причину и смирился. Социальные и рабочие нормы устанавливают определенные рамки, и одна из ключевых — это уважение к окружающим, даже если их мышление кажется вам медленным.»
Третий ответ иллюстрирует бытовые трудности: «Невероятно раздражает испытывать нетерпение, когда кто-то что-то долго объясняет, а ты уже давно все понял. Я часто слышу начало истории и мгновенно представляю ее конец, включая мораль и возможные выводы. Но приходится вежливо дослушивать… Мне приходится заново настраиваться, чтобы попытаться найти в рассказе что-то новое. Я почти всегда вижу, когда люди лгут. Также я легко замечаю чужие ошибки, но большинство людей не стремятся их исправлять, что бесконечно разочаровывает.»
Эти откровения наводят на мысль, что для жизненного благополучия и удовлетворенности часто бывает достаточно среднего уровня интеллекта, гармонично сочетающегося с хорошо развитыми социальными навыками и умением выстраивать отношения. Согласны ли вы с этим утверждением?