Здравствуйте, меня зовут Елена. Я рада, что вы читаете материалы моего сайта. В этой статье я хочу обсудить тему, которая, возможно, вызовет у многих недоумение и даже возмущение. Речь пойдёт о том, что классические советские фильмы и сказки не всегда несут исключительно положительный посыл. Их важно смотреть вместе с детьми, комментируя и объясняя, какие поступки героев можно считать правильными, а какие — нет.
Мы привыкли видеть в сказке «Морозко» историю о торжестве добра и справедливости. Однако при более внимательном рассмотрении становится очевидно, что она содержит ряд сомнительных и даже опасных жизненных установок, которые могут неосознанно усваиваться детьми.
1. Безвольный отец: модель безответственности
Пожалуй, самым негативным персонажем в этой истории является отец Настеньки. Его поведение — это пример приспособленчества и слабости. Он занимает удобную позицию, стараясь не вмешиваться в конфликты, и позволяет жене верховодить в доме. В итоге все его действия (или бездействие) продиктованы желанием сохранить собственный покой, а не благополучием дочери.
Именно он, поддавшись давлению жены, отвозит родную дочь в зимний лес, фактически обрекая её на верную гибель. Тот факт, что он позже развернулся, не отменяет самого страшного решения, на которое он был готов пойти. Его молчаливое согласие формирует в доме ту самую токсичную атмосферу.
Сказки часто служат для детей источником ролевых моделей. Хотели бы вы, чтобы ваш ребёнок, став взрослым, вёл себя так же? Например, избавился от пожилых родителей только потому, что так захотела его супруга? Подобные примеры заставляют серьёзно задуматься о скрытых уроках, которые мы преподносим детям через, казалось бы, безобидные истории.
2. Ложная скромность против здравого смысла
Давайте посмотрим на главную героиню, Настю. Она не выполняла какую-то непосильную работу — её обязанности были типичны для деревенской жизни того времени. При этом она активно жалуется всем вокруг на свою тяжёлую долю, выставляя мачеху и сводную сестру в самом неприглядном свете. Это провоцирует осуждение соседей и лишь усиливает неприязнь в семье, создавая порочный круг.
Но главная опасность кроется в другом. Сказка преподносит как добродетель её поведение в лесу у Морозко. Находясь в смертельной опасности, замерзая, она скромно отвечает: «Тепло, дедушка». В то время как Марфуша, её сводная сестра, честно говорит о том, что ей холодно, — и за это подвергается насмешкам и наказанию.
Эта «лживая скромность» близка к лицемерию и крайне опасна в реальной жизни. Дети, усвоившие такую модель, в критической ситуации (например, потерявшись) могут стесняться или бояться попросить о помощи, отвечая, что у них «всё хорошо». Я убеждена, что ребёнок в опасности должен уметь громко и чётко звать на помощь, а не демонстрировать ложное смирение.
Марфуша, несмотря на свою грубость, ведёт себя в лесу гораздо адекватнее: она честно оценивает ситуацию и сообщает о своих потребностях. В жизни такие прямолинейные люди часто оказываются счастливее, потому что окружающим проще понять, чего они хотят. Сказка же наказывает её за правду и поощряет Настю за скрытность, формируя у детей искажённое представление о нормальном поведении.
3. Сомнительный «хэппи-энд»: брак без основы
Казалось бы, Настенька получает заслуженную награду — богатство и жениха. Однако присмотримся к этому союзу внимательнее. Иван, будущий муж, при первой же встрече обзывает невесту ведьмой. Сама Настя сразу после свадьбы бестактно тычет ему в его уязвимое место (отрастающую шерсть). Где же взаимопонимание, уважение и поддержка?
Возникает вопрос: а на чём, собственно, основаны их чувства? Герои почти не общались, не открывали друг другу душу в испытаниях. Их брак выглядит скорее формальностью, «призом» за пройденные страдания, а не осознанным выбором двух любящих людей. Это весьма спорная модель отношений для подрастающего поколения.
А как вы считаете, есть ли в этой сказке по-настоящему положительный герой?
Разбор классических сюжетов помогает нам, родителям, быть более внимательными к тому, какие ценности и модели поведения мы невольно предлагаем детям. Важно не просто включать ребёнку старый добрый фильм, а обсуждать с ним поступки героев, задавать вопросы и вместе искать правильные ответы.
