Многие родители сталкиваются с тревожной ситуацией, когда их ребёнок либо не говорит, либо говорит, но не понимает обращённую к нему речь. Возникает закономерный вопрос: в чём причина таких нарушений? Часто первое, что приходит на ум — это аутизм, но всегда ли это так? На самом деле, за схожими симптомами могут скрываться совершенно разные состояния, требующие принципиально разного подхода.
Понимание речи как фундамент развития
Способность понимать речь — это одна из ключевых ступеней в когнитивном и социальном развитии человека. Когда эта способность нарушена, важно искать корень проблемы. Первым шагом обычно является проверка физического слуха, чтобы исключить его недостаточность для восприятия звуков. Однако даже при хорошем слухе смысл слов может оставаться недоступным. Это может происходить по нескольким причинам: при умственной отсталости, при расстройствах аутистического спектра (РАС) или при таком речевом нарушении, как сенсомоторная алалия.
Ребёнок живет в своём мире
На практике часто происходит путаница. Ребёнку с алалией могут ошибочно приписывать черты аутизма. И наоборот, при аутизме родители и окружение могут списывать отсутствие речи на временное расстройство, надеясь, что «он сам заговорит». Это заблуждение может привести к потере драгоценного времени для начала правильной коррекционной работы.
Ключевое различие: алалия и аутизм
Чрезвычайно важно отличать сенсомоторную алалию от аутизма!
Это принципиально разные состояния, и коррекционная, реабилитационная работа с ними строится по-разному, имея свои специфические особенности. Однако на практике провести чёткую границу бывает сложно. Зачастую требуется длительное наблюдение за ребёнком командой специалистов. Отдельные симптомы могут пересекаться при различных психических и психологических трудностях. Более того, иногда эти состояния могут сочетаться: у ребёнка может быть диагностирован и аутизм, и сопутствующие речевые патологии, включая сенсомоторную алалию.
Работа специалиста с ребёнком
Что такое сенсомоторная алалия?
Сенсомоторная алалия — это неврологический диагноз, одно из нарушений речевого развития. Важно понимать, что при этом слух и интеллект у ребёнка сохранны, однако наблюдается системное недоразвитие всех компонентов речи. Причина кроется в поражении двух важнейших речевых центров мозга: центра, отвечающего за распознавание и понимание речи (сенсорный компонент), и центра, управляющего движениями речевой мускулатуры (моторный компонент).
Лечение и коррекция: обычно включает медикаментозную поддержку (назначаемую неврологом), а также интенсивные коррекционные занятия с логопедом, дефектологом и психологом. Часто в комплекс входят и методы физиотерапии.
Что такое аутизм?
Аутизм (РАС) — это расстройство психического развития, затрагивающее в первую очередь коммуникацию и социальное взаимодействие. Почему же ребёнок с аутизмом может не понимать речь? Дело в том, что речь для него часто не выполняет свою основную коммуникативную функцию. У него может отсутствовать внутренняя мотивация или навык для взаимодействия с другими людьми через речь. Такой ребёнок может не воспринимать окружающую речь как источник важной информации о мире. Интересно, что непроизвольные реакции иногда показывают, что ребёнок всё же улавливает смысл сказанного, если это попадает в зону его непроизвольного внимания. Основная трудность часто заключается не в самом непонимании, а в проблемах с произвольной концентрацией на речи. Это связано с тем, что ребёнок с аутизмом может быть глубоко погружён в свой собственный сенсорный опыт познания окружающей действительности.
Важный момент: аутизм не «излечивается» в классическом понимании. Однако с помощью грамотной и ранней помощи можно значительно адаптировать ребёнка, развить его навыки, улучшить коммуникацию и успешно социализировать в обществе.
Специалист работает с особым ребёнком
Главный вывод: важность профессиональной диагностики
Если вы заметили, что ваш ребёнок не говорит или не понимает речь, самое важное — как можно раньше обратиться к специалистам. Ни в коем случае не пытайтесь ставить диагнозы самостоятельно, даже если некоторые описанные признаки кажутся знакомыми. Только комплексное обследование, включающее консультации невролога, психиатра, дефектолога, логопеда, психолога, а при необходимости — сурдологическую проверку, МРТ или ЭЭГ-видеомониторинг, может привести к постановке точного и правильного диагноза. От этого напрямую зависит эффективность дальнейшей помощи и будущее развитие вашего ребёнка.
Здоровья ВАМ и ВАШИМ ДЕТЯМ!
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ! СТАВЬТЕ ЛАЙКИ и ПИШИТЕ СВОИ КОММЕНТАРИИ!
