Взгляд на детские проблемы и поведение значительно изменился за последние десятилетия. Если раньше общество чаще склонялось к тому, чтобы винить самого ребёнка, то сегодня фокус сместился на взрослых — родителей и воспитателей. Мои наблюдения, конечно, могут быть субъективны, но эта тенденция заметна и заслуживает обсуждения.
Раньше: «Достался непутёвый»
В прошлом, если ребёнок проявлял сложное поведение — дрался в саду, плохо учился, был неопрятен или шумел, — сочувствие обычно доставалось родителям. Ребёнка же часто считали «трудным» или «неудачным». Фразы вроде «не повезло с характером» или «сам виноват» были обычным делом. Даже в случаях суровых наказаний со стороны родителей находились те, кто оправдывал взрослых, считая, что ребёнок «довёл» их до этого.
Вина педагогов — воспитателей или учителей, которые могли не справляться со своими обязанностями, — обсуждалась редко и, как правило, за глаза. К родителям относились снисходительно: да, им советовали быть строже, «воспитывать», но в целом их жалели, как получивших тяжёлую ношу.
Сейчас: Взрослые под прицелом
Сегодня, особенно в так называемых прогрессивных кругах, картина радикально изменилась. Ответственность за любую проблему ребёнка почти полностью возложена на взрослых. Родителей критикуют за всё: и за недостаток внимания, и за его избыток («гиперопека»), и за методы воспитания, и за финансовые вложения. Педагогов обвиняют в непрофессионализме, предлагая им «уйти в бизнес».
Любое резкое слово или физическое воздействие (даже символическое) может привести к осуждению и разговорам о лишении родительских прав. Общество стало более бдительным, что, с одной стороны, положительно.
Новые крайности и их цена
Раньше ребёнок мог скрывать травму, боясь наказания или желая не расстраивать родителей. Сейчас поход в травмпункт иногда сопровождается не просто заботой, а подозрениями в адрес семьи и даже визитами проверяющих органов. Ирония и сарказм вроде вопроса «У вас есть запасные дети?» стали частью этой новой реальности.
Безусловно, смещение акцента на создание безопасных и благоприятных условий для детей — это огромный шаг вперёд. Однако новые крайности порождают другую проблему: перманентный невроз у родителей и педагогов. Постоянный страх сделать что-то не так, быть осуждённым приводит к хроническому стрессу.
Парадокс в том, что под давлением этого невроза старые паттерны поведения никуда не исчезают. Взрослые, загнанные в угол чувством вины, всё равно могут срываться на ребёнка, но теперь это тщательно скрывается, а за срывом следует не просто раздражение, а огромное, гнетущее чувство вины. Таким образом, круг замыкается: вина просто меняет прописку, переезжая от ребёнка к взрослому, но не исчезая из системы отношений.

