Детская игра как терапия: как метод дистанцирования помогает детям справляться с переживаниями

Детская игра — это не просто развлечение, а важный инструмент для проработки внутренних переживаний. Мама и арт-терапевт Олли Скордина поделилась историей о том, как её дочь Алиса интуитивно использовала метод дистанцирования, чтобы справиться с чувством одиночества.

Игра как отражение внутреннего мира

Дети часто сами находят способы справиться с новыми эмоциями или сложным опытом. Свободная игра позволяет им создавать персонажей, которые дружат, ссорятся, мирятся и решают проблемы. Наблюдая за игрой, родители могут лучше понять, что происходит в душе ребёнка.

Олли Скордина, автор блога «Мамские истории», внимательно относится к играм своей дочери Алисы и умеет замечать в них глубинный смысл.

Олли Скордина, мама Алисы, автор блога «Мамские истории»

История двух ламп: как Алиса справилась с тоской

Однажды Алиса попросила у мамы ещё одну лампу, объяснив, что первой лампе «нужен друг». Несмотря на то что вторая лампа была старой и почти разваливалась, девочка настаивала: «Лампе нужна только другая лампа». Когда Олли дала лампу, Алиса поставила её рядом и с улыбкой сказала: «Оооо, хорошо ей. Довольная». Затем она объяснила: «Вот эта лампа — это я, а вот эта — Милада. Я за ней скучала, а теперь мы снова вместе».

Этот простой, но глубокий жест стал для девочки способом справиться с тоской по подруге. Олли отметила, что дочь самостоятельно провела сеанс психологического дистанцирования.

Что такое метод дистанцирования?

В психологическом консультировании дистанцирование — это техника, которая помогает человеку «отделиться» от проблемы, посмотреть на неё со стороны. Часто, когда мы погружены в ситуацию, нам сложно увидеть выход. Дистанцирование позволяет «вытащить» проблему наружу и рассмотреть её под другим углом.

Как провести дистанцирование: простые шаги

Технику дистанцирования можно использовать не только в кабинете психолога, но и в повседневной жизни. Вот как это работает:

  • Выбор предметов: Возьмите разные предметы и назначьте их «ролями» участников ситуации. Важно выбирать то, что первым приходит в голову, не задумываясь. Например, чайник может стать мужем, чашка — женой, конфеты — детьми.
  • Объяснение выбора: Расскажите, почему именно эти предметы были выбраны для каждой роли.
  • Расположение «как есть»: Расставьте предметы так, как они соотносятся друг с другом в реальной жизни. Объясните, почему вы расположили их именно так.
  • Расположение «как хочется»: Теперь переместите предметы так, как вам бы хотелось, чтобы всё было в идеале. Этот шаг часто приносит облегчение и вдохновение, потому что изменения происходят прямо на ваших глазах.
  • Перенос в жизнь: Подумайте, как эти изменения можно воплотить в реальности. После дистанцирования это обычно даётся легче, потому что эмоциональная привязанность к проблеме ослабевает.

Дети — естественные терапевты

Алиса интуитивно использовала этот метод, чтобы справиться с тоской по подруге. Многие дети делают нечто подобное: называют игрушки именами близких, проигрывают реальные или желаемые ситуации. Это помогает им «вынести» переживания наружу, посмотреть на них со стороны и почувствовать облегчение. Как говорится, муха перестаёт «залипать в варенье» и начинает летать над ним.

Пробовали ли вы когда-нибудь дистанцирование? Возможно, стоит попробовать — это простой и эффективный способ взглянуть на проблему по-новому.

Фото: личный архив Олли Скординой