Не просто поиграть в игрушки: мама арт-терапевт о методе дистанцирования

Часто дети в игре прорабатывают что-то важное для себя. Мама Алисы, автор книг и арт-терапевт Олли Скордина рассказала об интересном опыте дистанцирования, к которому ее дочка пришла самостоятельно.

Часто наши дети сами знают, как себе помочь, как справиться с какими-то внутренними переживаниями или новым опытом. Именно поэтому очень важно давать им возможность свободной игры. В игре практически каждый ребенок придумывает персонажей с определенными качествами, герои будут решать проблемы, дружить, ссориться и мириться. Наблюдая за игрой ребенка, можно понять, что сейчас происходит в его душе.

Мама арт-терапевт Олли Скордина умеет внимательно наблюдать и слышать свою дочь Алису.

Не просто поиграть в игрушки: мама арт-терапевт о методе дистанцирования

Олли Скордина, мама Алисы, автор блога Мамские истории

- Мама, дай мне еще одну лампу. - Доченька, зачем тебе еще одна? - Мама, ну, этой лампе нужен друг. - Правда? - Да. - А что она чувствует без друга? - Ей так одиноко и грустно. - Да, понимаю. Но вторая лампа битая-перебитая. Она разваливается. Она тебе точно нужна? Может дать что-то другое вместо лампы? - лампе нужна только другая лампа, очень нужна. - Хорошо, только аккуратно с ней.

Выдала лампу, Алиса поставила ее рядом с той "одинокой". Смотрит на них, улыбается. - Аля, ну как у лампы самочувствие? - Оооо, хорошо ей. Довольная. Знаешь, мама, вот эта лампа это я, а вот эта Милада. Я за ней скучала, а теперь Мы снова вместе. - Я так и поняла, что это вы. Скоро увидитесь уже)))

Смотрю на нее и думаю, прямо само консультация у ребенка получилась.

Есть в психологическом консультировании такой этап как дистанцирование. Это когда клиент запутался в ситуации и не видит выхода, залип в ней, как муха в варенье и ничего кроме варенья не видно, когда понятно чего хочется, но непонятно как....и очень нужно посмотреть на происходящее со стороны, вне ситуации. Дистанцирование-отделение от проблемы, здесь будет полезно.

Не просто поиграть в игрушки: мама арт-терапевт о методе дистанцирования

Провести его можно по-разному. Один из способов

  • Взять разные предметы и назначить их элементами, участниками условной "проблемы". Берем то, что первым отозвалось на роль участника, не задумываясь. Например, чайник это муж, чашка это жена, конфеты это дети, зажигалка это теща и тд.
  • Объяснить, почему именно эти предметы выбраны на соответствующие роли.
  • Расположить элементы как комфортно по отношению друг к другу , объяснить, почему именно так, что из этого расположения соответствует жизни.
  • А потом! Кульминация. Расположить предметы так, как бы хотелось в идеале. И в этом месте начинаются самые интересные превращения. Потому что только от самого изменения мест предметов у клиента настроение меняется, обычно в лучшую сторону) Ведь прямо на глазах случилась трансформация. Уже в пространстве что-то изменилось.
  • Осталось только понять, как эти изменения перенести в жизнь. После дистанцирования часто это дается легче благодаря отлипанию, проживанию чувств в процессе, ресурсу, осознаниям и тд

В общем, что я хотела сказать? Алиса это дистанцирование себе сама сделала с этой же целью и уже позвонила дорогой подружке)

Многие дети так делают. Замечали, как они часто расставляют игрушки, называют их именами родственников или героев и проигрывают актуальную для них ситуацию, иногда реальную иногда измененную в нужную сторону? И от этого действительно становится легче. Потому что ситуация уже не внутри, а снаружи, а муха не залипает в варенье, а летает над ним.

Делали себе когда нибудь дистанцирование? Попробуйте.

фото: личный архив Олли Скординой