Почему важно позволять детям плакать: слезы тщетности и адаптация к миру

Всего несколько десятилетий назад в воспитании детей господствовал подход, согласно которому младенцу нужно было дать возможность «проораться». Считалось, что это полезно для развития лёгких, а также приучает ребёнка к тому, что мама не будет бросаться к нему по первому зову. Детям постарше внушали, что много плакать — стыдно, особенно из-за пустяков, и что слёзы могут привести к неприятным последствиям.

Смена парадигмы: плач как сигнал

Сегодня взгляды кардинально изменились. Плач ребёнка теперь воспринимается как явный сигнал о том, что ему плохо, дискомфортно или больно. Естественно, любящий родитель стремится как можно быстрее устранить причину страданий и вернуть малышу состояние покоя и счастья.

Ловушка современного родительства

Однако в этом стремлении кроется определённая ловушка. Дело в том, что иногда дети плачут просто так, без очевидной и легко устранимой причины. В интернете можно найти множество забавных подборок на тему «Мой ребёнок плачет потому, что...», которые наглядно это демонстрируют.

Существует огромное количество поводов для детских слёз, которые либо невозможно, либо даже не нужно немедленно устранять. В таких ситуациях лучшее, что может сделать родитель, — это просто позволить ребёнку поплакать, дать ему возможность выплеснуть накопившиеся эмоции.

Давление мифа о «хорошей матери»

Проблема возникает, когда мать попадает в ловушку мифа «У хорошей матери дети не плачут». В этом случае позволить ребёнку выплакаться становится психологически очень сложно. Женщина начинает чувствовать себя плохой, несостоятельной, ведь её малыш явно страдает. Даже если она сдерживается и не бросается утешать, внутренние муки от звуков плача могут быть невыносимыми. Ещё тяжелее, если такое давление оказывает ближайшее окружение — родственники или знакомые, которые упрекают мать в чёрствости и требуют немедленно «заткнуть» ребёнка.

Слёзы тщетности: важная психологическая функция

В теории привязанности существует важное понятие — «слёзы тщетности». Как объясняет психолог Ольга Писарик, эти слёзы появляются у ребёнка примерно к году. Они возникают в ситуациях, когда малыш сталкивается с невозможностью получить желаемое (например, чужую игрушку на площадке). Первой реакцией является плач. Если родитель, считая плач чем-то плохим, быстро переключает внимание ребёнка на что-то другое (самолётик, конфетку), внутреннее напряжение от неудовлетворённости остаётся. Оно не находит выхода и начинает копиться. Со временем это подавленное напряжение может трансформироваться в агрессию — ударить совочком по голове друга или маму. Если и агрессию подавлять, то следующей стадией становится затаённый гнев или психосоматические заболевания, когда ребёнок начинает «разрушать» себя изнутри.

Эти слёзы тщетности просто необходимо выплакать. Это единственный здоровый способ справиться с фрустрацией и принять реальность, в которой не все желания исполняются. Другого пути нет.

Роль родителя: не устранять, а быть рядом

Если ребёнок плачет, это ещё не означает, что он стал жертвой плохого обращения. Часто это значит, что у него есть естественная потребность что-то прожить и выплакать. Если вы как родитель не применяете насилие, не лишаете ребёнка необходимого, не унижаете его, а он плачет от столкновения с несовершенством мира, отсутствием абсолютной справедливости или границами, — просто дайте ему выплакать это. Такие слёзы обладают очищающей функцией и помогают смириться с реальностью. Ваша задача — быть рядом, давая понять, что вы готовы принять его эмоции, утешить и разделить его печаль.

Урок для окружающих

Это правило работает и в обратную сторону. Если вы видите, как на улице или в магазине плачет чужой ребёнок, не стоит бросаться его утешать или, что ещё хуже, осуждающе смотреть на родителей. Не спешите с выводами. Возможно, в этот момент маленький человек просто адаптируется к миру, узнавая о его границах и ограничениях.

Никто не может нести ответственность за эмоции другого человека, если только не провоцирует их намеренно. Родитель отвечает за удовлетворение базовых потребностей ребёнка и создание безопасной среды. Но выполнить все его желания и создать идеальный, лишённый разочарований мир — невозможно и не нужно.

И напоследок ещё одна иллюстрация к теме: