Наш отдых на море подчинен простому ритму: море, сон, еда. Однако для детей такого спокойного распорядка явно недостаточно — им необходима активность и движение. И они с энтузиазмом создают ее сами. В нашем гостевом доме и вокруг него постоянно собирается компания из 5–13 детей самых разных возрастов.
Ребята приезжают из разных городов и регионов, но, как правило, их семьи близки по уровню жизни и развития. Каждый вечер я с удовольствием наблюдаю, как дети самостоятельно планируют свой досуг. Территория закрытая: здесь есть сад, бассейн с террасой, зона для барбекю и небольшая детская площадка с качелями. Аниматоров нет, гаджеты — лишь у некоторых, и в коллективные игры с ними не поиграешь. Родители, насытившись за день солнцем и морем, отдыхают на террасе, лишь изредка поглядывая на детей, не вмешиваясь в их дела.
Творчество и конфликты в детском коллективе
Эта разновозрастная компания от 2 до 15 лет удивительно хорошо самоорганизуется! Они придумывают самые разные занятия: играют в фанты, прятки, казаки-разбойники, кто-то приносит настольные игры. То собирают упавшие яблоки и груши, то всем скоплением пытаются поймать невероятно громкую древесную лягушку в саду. То вместе наблюдают за охотящимся богомолом, то за лунным затмением. Конечно, не обходится без ссор и слез — это естественная часть общения.
Иногда в компании появляются дети, которым сложно вписаться в общий ритм. Например, один мальчик пытался привлечь к себе внимание, демонстрируя интимные части тела, но это вызвало лишь мимолетный интерес — ребята взглянули и быстро потеряли интерес, вернувшись к своим играм.
Другой ребенок настаивал, чтобы все играли исключительно по его правилам, а когда ему отказывали, проявлял агрессию. В результате он быстро остался в одиночестве — коллектив не принял такое поведение.
Ценность свободной игры без взрослых
Но в основном дети прекрасно ладят между собой. Они находят занятия для малышей, дружат, много смеются, делятся секретами. Я много читала о пользе свободной, немодерируемой взрослыми игры. В современных городских условиях такая возможность часто становится настоящей роскошью, недоступной для многих детей.
Наблюдая за этой детской жизнью, я еще раз убедилась: иногда самое полезное, что могут сделать взрослые — это просто отойти в сторону и позволить детям самим строить свои отношения и находить свои решения.
