Вечер, за окном льёт дождь, а сын уже спит под сказку об африканских приключениях. Лето подходит к концу, и в этой тишине я замечаю открытую вкладку детского форума на ноутбуке жены. Меня цепляют заголовки обсуждений: «Как приучить к горшку в год?», «Неудачи с горшком», «Полтора года, а всё ещё без горшка!». Кажется, эти темы генерирует робот, настолько они однотипны и навязчивы.
Гонка достижений и родительское тщеславие
Сразу вспоминается наш собственный опыт. Мы тоже с нетерпением ждали момента, когда ребёнок и горшок наконец подружатся, понимая, что вопрос лишь во времени. Однако на форумах часто разворачиваются не дискуссии, а парад родительских амбиций. Каждый второй комментарий — это нравоучение в духе «В наше время не было времени на такие глупости, работали в поле». Откуда берутся эти «динозавры», остаётся загадкой.
Другие соревнуются в раннем развитии: «Я начала высаживать в 7 месяцев! Родители должны думать головой». А некоторые и вовсе заявляют о фантастических успехах: «А мы сами сели на горшок в пять месяцев». Возникает резонный вопрос: зачем им это было нужно вместе? Эта гонка распространяется не только на горшок, но и на первые шаги, первые слова и прочие вехи.
Миф о «гениальном» раннем старте
Некоторым родителям не терпится самоутвердиться за счёт достижений ребёнка. История всегда одинакова: «А мой в 6 месяцев на горшок, в 9 — ходил, в 10 — бегал быстрее Усэйна Болта, а в 2 года „Анну Каренину“ наизусть с закрытыми глазами». Продолжение следует: «Да и вообще, наш ребёнок — гений. Тянется к пианино — точно будущий Шопен». Но такие истории живут лишь в интернете или на телешоу, в реальности же всё обычно гораздо прозаичнее.
Даже если кажется, что ребёнок опережает сверстников, со временем всё часто выравнивается до среднестатистических норм. Сел на горшок в год? Велика вероятность, что это была не осознанная потребность, а результат дрессировки. И тогда в 2 года может случиться «откат» — снова здравствуйте, подгузники и мокрые штаны.
То же самое с речью: «Наш в 2 года болтает и стихи учит, а соседскому 2,5, и он знает только два слова. Явно родители не занимаются!». Но к 3–4 годам коммуникационные навыки детей, как правило, сравниваются. Тот, кто начал говорить рано, не обязательно станет великим оратором или писателем — он останется обычным ребёнком.
У каждого свой путь и своё время
Известны случаи, когда дети молчали до 3–4 лет, а затем начинали говорить сложными, грамотными предложениями. Это никак не повлияло на их дальнейшую учёбу или взрослую жизнь. Принцип «всему своё время» абсолютно справедлив и для приучения к горшку. Не имеет принципиального значения, осознает ли ребёнок его необходимость в год или в два. Рано или поздно это произойдёт со всеми.
Главное — не поддаваться панике и не слушать тех, кто пытается посеять в вас неуверенность фразами вроде: «Почему до сих пор не на горшке?» или «Как, вы ещё в подгузниках? Позор!». Эти высказывания говорят больше о проблемах самих советчиков, чем о вашем ребёнке.
Вывод: доверяйте природе и своему ребёнку
Каждый ребёнок развивается в своём индивидуальном темпе. Вопрос с горшком — яркий тому пример. Когда малыш сам осознает его необходимость, процесс пойдёт легко и естественно, без принуждения и дрессировки. Нет ничего постыдного в том, что ребёнок в 2 года носит подгузник. То, что чей-то сын или дочь справились с этим раньше, не означает, что так должно быть у всех и что это единственно правильный путь.
Всем добра и спокойствия в нелёгком родительском труде! P.S. Автор, конечно, немного бредит, но в целом он прав.
Если вы согласны с этой точкой зрения, поддержите нас — поставьте «Палец вверх» и ПОДПИШИТЕСЬ на наш канал!