C 8 по 26 ноября в Москве (Центр документального кино @cdkino и Государственная Третьяковская галерея @tretyakov_gallery) будут показаны фильмы немецкого режиссера Харуна Фароки (Harun Farocki) и работы немецких и русских кинематографистов, связанных с его творчеством тематически или эстетически. Гости фестиваля кинофестиваля Гёте-Института в Москве @goethe_institut_moskau – Blick’17 – кинокураторы и журналисты Михаэль Бауте (Michael Baute) и Саския Валькер (Saskia Walker), а также Бернд Шох (Bernd Schoch), режиссер фильма «Но слово „собака“ не лает». Российский гость – Олег Ковалов, режиссер фильма «Сады скорпиона». #ГетеИнститут #Blick17 #гётеинститут #HarunFarocki
#blick17 Оквуи Энвезор, директор Дома искусств в Мюнхене: "Фильмы Фароки задают вопросы, критикуют – а не развлекают. Кино у него – инструмент для интеллектуального труда. Фароки – автор философии современных визуальных образов".
A post shared by Goethe-Institut Moskau (@goethe_institut_moskau) on
Немецкий режиссер, художник, критик и медиа-теоретик Харун Фароки (1944-2014) — одна из самых значительных фигур критического кинематографа и визуального искусства второй половины XX века. Он стал первопроходцем жанра кино- и видео-эссе, который в наши дни так широко распространился в видеоарте, кинематографе, изобразительном искусстве и просто в любительских интернет-практиках. Фароки, немецкий режиссер индийского происхождения, много лет работавший в Берлине, всю жизнь исследовал роль визуальных технологий и оптических медиа в экономике и производстве, изучал войну и механизмы контроля и подавления. Он почти всегда работал с чужими изображениями, учил своих зрителей размышлять о них, подвергать их сомнению и критике. «Фароки как никто другой привлекал наше внимание к тому, как возникают те или иные образы, для чего они используются и как влияют на наше восприятие. Это вопросы огромного общественного и политического значения – для всего мира», – говорит Астрид Веге (Astrid Wege), руководитель отдела культурных программ Гёте-Института в Москве.
Фильмы Фароки – это еще и размышление о кино как средстве искусства, о его возможностях и границах, – считает директор Гёте-Института в Москве Рюдигер Больц (Rüdiger Bolz).– Он был политическим медиа-мыслителем, ему всякий раз удавалось обновлять самого себя, вовлекать в это обновление других и вести их вслед за собой по своему пути. Гёте-Институт в Москве представит показательный срез наследия Фароки – насчитывающего около 130 фильмов, невероятно разнообразных по форме. Программу дополнят примеры революционно-авангардистских, а также актуальных российских кинолент. Это сочетание выявит черты сходства, но прежде всего на фоне ярких контрастов проступит уникальный метод работы Харуна Фароки.
До 90-х годов Фароки был не слишком известен за пределами Германии и совсем незнаком российским зрителям. Причина тому – радикальность его критического анализа: долгое время он был «режиссером для режиссеров», и без него не родилась бы «Берлинская школа» – направление, которое вернуло славу современному немецкому кино. Не только Кристиан Петцольд (Christian Petzold), но и другие представители этого движения были учениками Фароки. Фароки, в свою очередь, был соавтором многих фильмов Петцольда, последним из которых стал «Феникс» (2014).
Программа фестиваля Blick’17 составлена кураторами Саскией Валькер и Михаэлем Бауте. Михаэль Бауте, соратник и соавтор работ Фароки, отобрал 12 фильмов для первой фестивальной недели в Центре документального кино, а Саския Валькер, постоянный автор журнала Revolver, – 20 картин, которые можно будет увидеть в Третьяковской галерее. Программа, названная «Харун Фароки. Вскрывающий взгляд», включает не только важнейшие фильмы Фароки – такие, как «Между двумя войнами» (1978), «Кое-что становится видимым» (1984), «Как видно» (1986), «Картины мира и подписи войны» (1988), «Жизнь в ФРГ» (1990) – но и работы немецких, советских и российских режиссеров, связанные с его творчеством тематически или эстетически.
В их числе картины режиссеров Берлинской школы, например, «Йелла» Кристиана Петцольда, «Моя звезда» Валески Гризебах. «Мы хотим выявить эстетические и тематические взаимосвязи, сближения и предложить контрасты, обращаясь к фильмам других режиссеров из Германии, – объясняет куратор Михаэль Бауте. – Мы надеемся, что таким образом удастся рассмотреть характерные черты творческих методов Фароки и поговорить о них после показа фильмов».
Среди работ советских и российских режиссеров в программе фестиваля – «Дни затмения» Александра Сокурова и «Ангелы революции» Алексея Федорченко. Но что у Харуна Фароки общего с Россией? Какими мотивами пронизаны и его фильмы, и картины времен революции и авангарда или современные российские ленты? «Нащупать ответ на этот вопрос помогут фильмы российских и советских режиссеров, которые выявят некоторые черты сходства, но гораздо более — радикально отличающиеся друг от друга подходы к работе советских и русских кинематографистов и одновременно помогут составить представление о наследии Харуна Фароки», — считает куратор программы Саския Валькер.
Представлена на фестивале Blick’17 и семейная программа, где будут показаны выпуски «Улицы Сезам», снятые Харуном Фароки, а также научные фильмы для молодежи советского режиссера Владимира Кобрина.
Гёте-Институт и Центр документального кино вместе с Московской школой нового кино в рамках фестиваля подготовили образовательную программу — лекторий «Как смотреть Харуна Фароки» — 11 и 18 ноября эксперты в области кино и искусства из России и Германии расскажут о творческом методе режиссера.
Программа фестиваля
Подробности и билеты: Сайт Гёте-Института в Москве