Модная в последних сезонах многослойность является воспоминанием девяностых годов прошлого века. Она является не буквальной цитатой, а исправленным и обработанным переизданием.
В девяностых годах многослойность была новой и многим казалась достаточно смелой. Ведь одежда того времени отражала стилистическую революцию. Новых форм придумано не было, ведь после шестидесятых годов нового уже никто не придумывал.
Девяностые, напротив, увлеклись всем старым, как в буквальном, так и в переносном смысле. Поэтому многослойность стала одним из основных стилистических приемов, особенно, в период популярности стиля гранж. Ведь идея этого стиля и состояла в том, чтобы мы нашли все, что у нас валялось, где попало и надели его как попало. Было принято, чтобы одежда торчала одна из-под другой.
Поэтому Марк Джейкобс в своей самой гранжевой коллекции 1993 года для Perry Ellis продемонстрировал, как это следует делать.
Там присутствовал и короткий рукав сверху длинного, юбка поверх брюк, развивающаяся из-под жакета, платье-халат, белье под прозрачной одеждой или цветастый сарафан поверх клетчатых брюк. Именно та коллекция, из-за которой он потерял место в Perry Ellis,стала эталоном стиля гранж девяностых годов. Именно эта коллекция ему принесла славу и место в статусной коллекции Louis Vuitton через пять лет.
Свою лепту в развитие многослойной моды того времени внесли также Хельмут Ланг и Дорис ванн Нотен. Ланг особенно любил использовать многослойные ткани, которые выглядели как прозрачный пластик или слюда, которая обернута вокруг непрозрачной ткани. А в одной из самых известных коллекций ванн Ноттена 1997 года поверх плотного минималистичного белья были надеты полупрозрачные топы, а также узкие брюки или юбки. Кроме того, там можно было встретить платья-комбинации, надетые поверх широких брюк и прозрачных топов, а также жакеты с платьями и юбками, которые надеты на брюки. Это было кульминацией стиля, хотя начали одежду наслаивать одну на другую еще в 1994 году.
Безусловно, мода теперь стала более наглой и смелой. Сегодня кружевные платья-комбинации надевают на шерстяные толстые свитеры, а платья – на объемные парки. Белье перекочевало из нижнего слоя в верхний.
В данном случае следует сказать, что первой лифчик на джемпер натянула Вивьен Вествуд еще в модной коллекции 1982 года Buffalo. Однако, современная многослойность пошла еще дальше. Чего стоят прозрачные платья Рафа Симонса, созданные для Calvin Klein, которые были надеты на другие платья. Похожая история есть и у Прада, но тут один цвет наслаивается на другой. А вот в коллекции Рафа Симонса прозрачное надето на клетчатое. В модной коллекции Демны Гвасалии для Balenciaga куртки и пальто надеты одно на другое. И, безусловно, сегодня это еще больше усугубляют спущенные чулки и капроновые носочки, которые визуально добавляют еще один слой. Но носки с сандалиями также являются приветом из девяностых.
Девяностые годы пришли на смену самодовольным и богатым восьмидесятым с их культом удовольствия и роскоши, но они стали синонимом бедности и странности. Именно в то время зародилась эстетика безобразного. История повторяется. После спокойных и богатых нулевых годов десятилетие, последовавшее за кризисом 2008 года, стало все отрицающим и нервным. Всем уже надоели глобальные фэшн-корпорации, им противостоять попытался street wear, но его корпорации сразу заглотили. Но пришли дизайнеры, юность которых пришлась на девяностые годы, и они те времена идеализируют, извлекая из памяти все, что тогда казалось революционным, в теперь могло бы быть довольно обычным, если бы они все это не утрировали. И не стоит недооценивать Инстаграмм, который не приемлет полумер.
Новая многослойность является не просто большим количеством разной одежды, которая надета одна на другую в хаотичном порядке, это даже не вседозволенность девяностых. Девяностые многие вспоминают с благодарностью, а некоторые с проклятиями. Однако, следует отдать должное - они сняли пелену с наших глаз. Также они свергли понятия дурного и хорошего вкуса навсегда.