Русские шали часто в девятнадцатом веке согревали полураздетых красавиц, которые могли простудиться в своих открытых нарядах. Они также украшали плечи простых девушек. Если посмотреть на портреты русских художников, таких, как И.П.Аргунов и В.Л. Боровиковский, мы можем увидеть, что на женских плечах шали появились в девяностых годах восемнадцатого века.
Одним из вывезенных молодого Бонапарта с Востока трофеем были кашемировые шали. Однако, турецкие также не уступали им по качеству и стоимости. После этого появились французские и английские шали. Когда девушки открывали посылки с Востока, они сразу же ощущали аромат пачули. Безусловно, это значило то, что в них находились шали. Их переспали пачулями для того, чтобы уберечь от моли. С тех пор прошло не так много времени.
Производство шали в России началось в 1806 году. Надежда Мерлина, нижегородская помещица, а после нее также помещик из Саратова Д.А.Колокольцов и помещица из Воронежа В.А.Елисеева начали производить шали. Сначала они были похожими на восточные, к примеру, на персидские, турецкие и кашмирские. Они имели большие размеры и изготавливались из шерсти тибетских коз. Таким образом изготавливали также французские и английские шали.
Все они имели орнамент в восточном стиле – мотивы в виде бобов, арок и других элементов, заполненных растительным мелким орнаментом. Все шали имели изнаночную и лицевую сторону. Производившиеся в России шали, славились на мировом рынке и имели высочайшее качество. Вера Андреевна Елисеева шерсть тибетских коз первой заменила шерстью сайгаков. В «Журнале мануфактур и торговли» указывалось, что этот пух был очень тонким и мягким, а пряжа из него была похожа на шелк, а шали даже превосходили по качеству кашмирские. В тринадцати граммах шерсти было практически 450 метров нити. Их ткали на небольших станочках, в которых были не челноки, а небольшие иголочки, которых было ровно столько, сколько цветов должно было быть в шали. Русские шали не имели лицевой и изнаночной стороны, они были с обеих сторон одинаковыми. Поэтому их можно было повязывать как угодно. Цветовая палитра также отличалась разнообразием, она была красочной и яркой, зачастую это был богатый растительный орнамент, где присутствовали маки, розы, флоксы и сирень.
Благодаря тому, что стала использоваться новая технология, русские шали идеально дополняли наряды аристократок. Искусству носить шали и драпироваться в них девочек учили с самых ранних лет в аристократических семьях. С шалью даже танцевали.
Этих шалей до нас дошло очень мало. Однако, на картинах русских живописцев их можно увидеть.
В то время шали стоили очень дорого, и их позволить себе могли немногие. Поэтому более популярными стали шерстяные, батистовые и шелковые шали, которые окрашивали в разные цвета с набивным рисунком. Постепенно из предмета роскоши шаль превратилась в обязательный наряд. Носили шаль все женщины – от аристократок до обычных горожанок или крестьянок.
Прошли столетия, мода много раз менялась, заимствуя некоторые детали прошлых времен. Поэтому сегодня шаль в женском гардеробе также присутствует. Она влиянию времени не подвержена. Это классический элемент женского гардероба.